«Расселение бездомных во Франции, право на жилье и право на адрес» Матье Оаро

«Расселение бездомных во Франции, право на жилье и право на адрес»

 

Автор статьи — Матье Оаро (Ответственный за проекты отдела расселения бездомных, католическая служба помощи «Каритас», Франция).

 

Скачать полностью  на русском языке Article Housing in France RU

Скачать полностью на французском языке Article Housing in France FR

 

Что такое католическая служба помощи «Каритас», Франция?

Католическая служба помощи «Каритас», Франция — это, с одной стороны, общественная организация, а с другой, служба католической церкви, входящая в сеть Caritas Internationalis.

Ее главная задача — бороться с бедностью, неравенством и маргинализацией, взывая к солидарности. Мы обращаемся и к общественному мнению, и к властям, предлагая альтернативы услугам, оказываемым населению. В основе нашей работы — привлечение тех, кому оказывается помощь, мобилизация всех на совместные действия.

Католическая служба помощи — это 67 000 добровольцев и 1000 штатных сотрудников, распределенных по 76 отделениям и 3600 группам на местах. Благодаря нашему территориальному охвату мы каждый год сопровождаем около полутора миллионов человек, сталкивающихся с различными аспектами прекаризации и социальной маргинализации.

Что касается проблематики расселения бездомных, то служба ведет работу по ряду направлений (обеспечение дневного приюта для бездомных, мобильные бригады помощи бездомным, временное расселение, юридическая поддержка, инновационные проекты, защита в суде и т.д.)

 

Положение дел на сегодня и анализ проблемы неблагоприятных жилищных условий во Франции, структурные причины, вызывающие обострение ситуации.

 

В последние годы жилье стало ярким индикатором обострения социального неравенства между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Основные причины неравенства во французском обществе: отсутствие жилья или трудности, связанные с необходимостью улучшения жилищных условий, которые сказываются на благосостоянии семей, на физическом и умственном здоровье, на развитие детей. Малообеспеченные семьи все больше страдают от высокой стоимости жилья, это заставляет их резко сокращать другие статьи семейного бюджета, поскольку плата за жилье является главной статьей расходов. На национальном уровне, как крайнее проявление отсутствия доступа к жилью, постоянно растет число бездомных  (140 000 человек). В общей сложности, жилищный кризис во всех своих проявлениях затрагивает более 12 миллионов человек, из них 3,8 миллиона относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (по данным Фонда аббата Пьера, 20161))

 

Сегодняшней государственной политике в области жилья не удается ограничить эти проявления социального неравенства, несмотря на регулярную согласованную работу общественных объединений на протяжении целого ряда лет.

 

Недостаточное строительство жилья, его неправильное распределение по территории. Следует всегда помнить, что неблагоприятные жилищные условия — это результат дефицита жилья, особенно в так называемых «зонах напряженности». Начиная с 1990 годов дефицит жилья недооценивается властями в силу причины, устранить которую пока не удается, а именно, неспособности государственных органов правильно оценить потребность в жилье на территории страны. Как Национальный институт статистики, так и Фонд аббата Пьера неоднократно поднимали вопрос о необходимости проведения более точных исследований  потребности в жилье во Франции, как с точки зрения количественной, так и с точки зрения территориального распределения. По оценкам на сегодняшний день, необходимо строить 500 000 единиц жилья в год, чтобы покрыть потребности населения Франции. По оценкам общественных объединений, из этого числа 150 000 должны быть жильем социальным, а 30 000 — «особо социальным»2. К сожалению, вместо 150 000 каждый год финансируется около 107 000 единиц социального жилья.

 

Не предусмотренные властями демографические и общественные реалии: распад семей, увеличение числа семей с одним родителем, растущая географическая мобильность (учеба, профессиональная мобильность). В последние годы потребность в жилье выросла, а государственные власти ожидали снижения демографических показателей. На домашних хозяйствах тяжело сказалась и прекаризация, обостренная экономическим кризисом.

 

Недостаточное предложение жилья, соответствующего возможностям домашних хозяйств: дефицит жилья ведет к росту арендной платы, превышающей возможности малоимущих домашних хозяйств. Даже строящееся из года в год социальное жилье не соответствует  возможностям семей с самыми скромными доходами. Первоочередное внимание следует уделять «особо социальному» жилью, чтобы обеспечить долгосрочным жильем в приоритетном порядке особо нуждающиеся семьи. Самым малообеспеченным строительство нового жилья ничего не приносит, из-за высоких цен это жилье для них недоступно. У малообеспеченных семей постоянно снижаются возможности приобретения собственного жилья.

 

Прекаризация, безработица, рост цен на недвижимость.

Сегодня политика властей не может более ограничиваться строительством жилья, доступного для семей с самыми скромными доходами. Эта политика должна включать и вопросы регулирования рынка недвижимости. Закон 2014 г. о доступности жилья и современной градостроительной политике (Loi ALUR) предусматривает ограничение арендной платы, но, к сожалению, это касается только Парижа и еще нескольких населенных пунктов (первоначально в законе их предусматривалось 28). Недвижимость покупают, чтобы спастись от финансовых потерь, инвестиции в арендное жилье увеличиваются, иногда это сказывается на уровне арендной платы. Одним из инструментов борьбы с жилищным кризисом может стать регулирование рынка недвижимости, частного жилого фонда.

 

 

Неудачные попытки модернизации существующего жилого фонда. Программа национального агентства жилищного строительства «Жить лучше» в 2016 г. поставила цель модернизации 70 тысяч единиц жилья, а, согласно оценкам, в модернизации нуждаются 200 тысяч единиц жилья. К тому же малообеспеченным семьям очень трудно получить доступ к этой программе.

 

— Фонды, выделяемые властями на жилищную политику в пользу самых малообеспеченных, являются недостаточными, используются неэффективно.

Решения о предоставлении помощи часто отменяются, фонды жилищной солидарности в разных районах страны по-разному реагируют на поступающие запросы. Проводится неэффективная политика в области предупреждения выселения и сопровождения семейных хозяйств, нуждающихся в доступе к постоянному жилью, и т.д.  Борьба с неблагоприятными жилищными условиями должна стать политическим приоритетом. Как напоминает Национальная консультативная комиссия по правам человека3, для этого следует изменить сами подходы: «государственные расходы на жилье должны рассматриваться не просто как издержки, а как инвестиции. Ведь энергичная жилищная политика в долгосрочном плане позволит избежать социально-экономических издержек, связанных с неблагоприятными жилищными условиями (таких, как расходы на отели, последствия для здоровья, доступ к рынку труда, учебные успехи),  … и поддержать рост и занятость».

 

Проблема перенаселенности в секторе временного расселения. Это уравнение простое и не новое. Дефицит жилья ведет к нехватке мест в объектах временного расселения. Уже много лет сектор временного расселения перенасыщен, в том числе и потому, что у временно расселенных лиц нет возможности получить доступ к постоянному жилью. Механизмы оказания срочной помощи, созданные организацией «115», оказывающей помощь бездомным и обездоленным, больше не способны реагировать на запросы нуждающихся; более того, многие люди сами отворачиваются от этих структур, понимают, что те ничего не могут им предложить. Структурный кризис сектора временного расселения — это очень тревожное явление, он больше не может выполнять свою роль подстраховки и трамплина, помогающего социальной интеграции.

 

Обладающее исковой силой право на жилье (DALO) и работа католической службы помощи

 

Принцип DALO прост, он опирается на право на жилье, которое во многих правовых документах рассматривается как одно из основных прав человека. Во Франции — это закон Мермаза, закон Бессона, в Европе — это Хартия основных прав Евросоюза, статья 34, Европейская конвенция прав человека, статья 8, а на международном уровне — это Всеобщая декларация прав человека, статья 25. Для реализации этого права в 2007 году был принят закон об обладающем исковой силой праве на жилье (DALO), где государство признано гарантом этого права.

 

Что такое закон DALO?

 

С 2008 г. этот закон действует на всей территории Франции. В каждом департаменте лицо, имеющее право на соответствующее жилье, может обратиться в комиссию по посредничеству, подав требование в рамках закона об обладающем исковой силой праве на постоянное или временное жилье. И в том, и в другом случае комиссия должна вынести решение о приоритетном и срочном характере требования исходя из положения заявителя  (неблагоприятные жилищные условия или отсутствие жилья), а также учитывая, насколько он соответствует действующим критериям и какие действия он предпринимал ранее.

Требования в рамках закона могут предъявлять граждане Франции или имеющие действительный вид на жительство лица, которые не меньше года удовлетворяют одному из следующих критериев, причем достаточно выполнения одного критерия, чтобы требование было признано приоритетным:

– жилье отсутствует;

– слишком долгий период ожидания социального жилья (срок может зависеть от департамента), и заявитель не получает предложений, соответствующих его требованиям и возможностям;

– лицу угрожает выселение без последующего расселения;

– лицо живет в социальной структуре гостиничного типа более шести месяцев или проживает во временном жилье, ожидая переселения, или проживает в общежитии более 18 месяцев;

– лицо проживает в неблагоприятных жилищных условиях, жилье является аварийным, опасным (опасность может быть связана и с актами насилия);

– лицо проживает в недостойном или перенаселенном жилье, являясь инвалидом, или осуществляет уход за несовершеннолетним или инвалидом.

 

Требование согласно закону DALO может подаваться любым лицом без определенного места жительства, бездомным, лицом, проживающим у третьих лиц или в гостинице. Необходимо представить доказательства ранее предпринятых действий, например, заявление на предоставление жилья.

 

В случае признания приоритетного характера требования представитель государства в соответствующем департаменте (префект) обязан обеспечить расселение в сроки, установленные законом, согласно приведенной схеме.

 

Иными словами, закон DALO используется, когда исчерпаны другие средства — от мирового соглашения до требования возмещения издержек и когда обычные нормы права не позволили получить доступ ко временному или постоянному жилью, соответствующему потребностям и возможностям заявителя.

 

Право на жилье является основным правом человека, прописанном во многих правовых документах, от  Хартии прав человека до закона об имеющем исковую силу праве на жилье. Этот закон стал огромным шагом вперед, позволил доподлинно реализовать право на жилье, когда требования могут предъявляться государству, признанному гарантом этого права. Он вернул гражданам человеческое достоинство. Об этом они сами говорят: «Эта дверь открыта для всех. Закон обеспечил реализацию наших прав, признание нашего достоинства!».

 

Благодаря этому закону удалось переселить более 100 000 семей, и мы убеждены что без этого права они бы находились сегодня в прежнем, если не в худшем положении. Комитет по наблюдению за исполнением закона регулярно публикует статистику, позволяющую лучше понять существующие потребности и направлять соответствующие действия. Трудно отрицать, что реализация этого права дает и значительные косвенные преимущества, хотя их и очень трудно определить количественно. По словам одного человека, а его требования были признаны приоритетными, и он был переселен благодаря этому закону, «одно дело — наличие законов республики, а другое дело — их реализация. Свобода? Мы живем в клетках, как животные. Братство? Да, когда видишь такие ассоциации, как ваша, то это дает определенную надежду… Равенство? Ну, не знаю…».

 

Но этих результатов недостаточно. Принятие закона еще не обеспечивает его реализацию, что кажется чудовищным в таком правовом государстве, как Франция. Применение права на жилье носит неполный характер, особенно в «зонах напряженности»,  где предложение жилья существенно отстает от спроса, например, в Парижском регионе, на который приходится 57% требований, предъявленных в рамках закона, или в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, а это 14% всех требований.

 

Мерилом действенности права является доступ к жилью. С 2008 г. властям не всегда удавалось выполнять все требования закона, информировать лиц, имеющих право на жилье, оказывать им помощь. Право на жилье — одно из основных прав человека, но сегодня его реализация ослабляется в нашей стране тем, что многие не предъявляют соответствующих исковых требований. Согласно Фонду аббата Пьера,  3,8 млн человек живут в неблагоприятных условиях, это означает, что 500 тысяч требований, предъявленных за девять лет, — цифра очень низкая по сравнению с реальными потребностями. Рассмотрение требования — процесс очень сложный, комиссия по посредничеству зачастую получает неполный набор документов. Мало средств выделяется на обеспечение реализации прав, не хватает социальных структур, помогающих заявителям, сотрудники этих структур зачастую не проходят надлежащую подготовку. В Парижском регионе 38% лиц, попавших в наши центры оказания медицинской помощи, направлены туда местными социальными службами. Более того, в некоторых коммунах социальные работники получают инструкции не помогать людям готовить исковые требования.

При этом мы с тревогой отмечаем ужесточение позиции комиссии по посредничеству в департаментах, ведь процент положительных решений снизился с 44,9 в 2008 году до 29 в 2015 году. Зачастую это связано с попытками обойти требования закона  и отказать в реализации этого права.

 

Закон об имеющем исковую силу праве на жилье на национальном уровне: основные цифры (по данным комитета по наблюдению за исполнением закона DALO)

 

  • 3,8 млн человек живут в неблагоприятных условиях, а с 2008 г. в рамках закона подано всего 500 000 исковых требований, правда их число продолжает расти. В 2014 году было подано 96 965 требований.

 

  • В рамках закона новое жилье получили 100 000 «приоритетных» семей, а 58 000 человек ожидают переселения. С 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. требования 59 502 семей были признаны «приоритетными и срочными» (37,3% от «приоритетных» семей), причем сроки предоставления жилья нарушены в случае 51 069 семей.
  • Обжалования решений комиссии по посредничеству:

— В 2014 году было подано 7728 обжалований решений в сами же вынесшие их комиссии с целью достижения более благоприятного решения, то есть обжаловано 7,9% вынесенных решений.

— 93,6% таких обжалований касаются решений об отказе в предоставлении постоянного жилья, 6,4% обжалований — решений об отказе в предоставлении временного жилья.

— В 2014-м году было подано 9865 исковых требований в рамках закона о праве на жилье, вынесено 10 142 судебных решения, в 7% случаев в требовании отказано, 82% требований удовлетворено.

— Подано 1103 требования на возмещение издержек, вынесено 744 решения, 10% отказов, 85% требований удовлетворено.

 

Работа католической службы помощи:

 

С момента своего создания служба заботится о самых обездоленных, в том числе о тех, кто не располагает адекватным жильем. Служба не специализируется на проблемах бездомных, временном и постоянном расселении, но мы всегда старались заниматься этими вопросами вместе с другими заинтересованными сторонами — церковью, ее ассоциациями-партнерами (Коллектив объединенных ассоциаций, объединение «Сигнал», и т.д.) и государственными структурами, такими как Национальный совет по борьбе с бедностью, Консультативная комиссия по правам человека, Комиссия по наблюдению за исполнением закона DALO и т.д., причем это сотрудничество ведется на всех уровнях.

 

Отметим, что добровольцы нашей службы, ведущей и общую работу с населением, и специализированную работу в области семьи, занятости мигрантов, жилья и т.д., являются постоянными свидетелями тех трудностей, с которыми каждый день сталкиваются люди, пытающиеся получить или сохранить стабильное жилье, семью, свое положение в обществе. Для католической службы помощи жилье — один из важнейших аспектов социальной интеграции, и наша задача — помогать людям, пытающимся получить доступ к жилью. Мы не можем ограничиваться только благотворительностью, ибо она неразрывно связана с борьбой за справедливость. Справедливость — это в том числе признание права каждого на жилье. Участие в реализации закона о праве на жилье — это одна из форм оказания помощи в реализации этого общепризнанного права. Каждый должен вносить свой вклад в реализацию прав человека.

 

С 2003 г. мы присоединились к группе ассоциаций во главе с организацией ATD Quart Monde в целях разработки проекта закона об имеющем исковую силу праве на жилье. После его принятия в 2007 году в сотрудничестве с Фондом аббата Пьера мы участвовали в акции «Автобус DALO» для обеспечения реализации этого нового права. С самого начала многочисленные добровольцы помогали составлять первые исковые требования, и  католическая служба помощи стала одной из самых активных организаций, выступающих за доступ к праву на жилье. Мы создали 14 центров по этому вопросу4, прежде всего в Парижском регионе, а также в Тулузе и Анже. Работы этих центров организуются добровольцами, прошедших соответствующую подготовку. В основе работы центров лежат четыре принципа:

— обеспечить доступ к правам, связанным с жильем;

— мобилизовать тех, кому оказывается помощь на базе коллективных действий и активной гражданской позиции;

— развивать сетевую деятельность, создавать партнерства на местах;

— заниматься судебной защитой.

 

Сопровождение лиц в рамках закона DALO с учетом выявленных потребностей вписывается в более общие идеи братства и человеколюбия. Очень важно, чтобы работа велась лицами, знакомыми с местными условиями, имеющими партнеров на местах. Мы сопровождаем более 1500 семей в рамках этой процедуры, а это более 3000 человек.

 

И мы, и наши партнеры убеждены, что реализация права на жилье — это важнейший элемент социальной справедливости в нашей стране, когда люди с неблагоприятными жилищными условиями имеют возможность сохранить свое достоинство, остаться полноценными гражданами, жить в условиях, соответствующих их нуждам и возможностями. Это важно для нашей страны, для развития нашего общества.

 

Предоставление административного почтового адреса лицам без постоянного места жительства и работа католической службы помощи.

 

Что такое предоставление административного почтового адреса?

 

Наличие почтового адреса позволяет лицам без постоянного места жительства получать письма, посылки и т.д. Предоставить человеку почтовый адрес на надежной и бесплатной основе — это обеспечить ему доступ к гражданским и социальным правам, это возможность вести частную переписку.

 

Лица, не располагающие собственным жильем или проживающие у третьих лиц, которые возражают против использования их адреса для получения корреспонденции, могут потребовать предоставления им административного почтового адреса.

В предоставлении такого адреса нет необходимости, если лицо располагает собственным жильем или находится в центре временного проживания, где может получать корреспонденцию на свой почтовый адрес в рамках действующих административных процедур. Это относится и к тем, кто проживает у третьих лиц, если те разрешают пользоваться своим почтовым адресом.

 

Существует несколько механизмов присвоения административного почтового адреса лицам без постоянного места жительства:

 

а) Общеправовые основания присвоения почтового адреса5

 

Эти положения предусмотрены законом DALO от 5 марта 2007 г. и законом № 2014-366 от 24 марта 2014 г. о доступности жилья и современной градостроительной политике (ALUR). Последний закон унифицировал в рамках действующих общеправовых норм7 конкретные механизмы присвоения административного почтового адреса в связи с просьбами о предоставлении государственной медицинской помощи6.

Осуществление этих норм производится коммунальными и межкоммунальными центрами  социальной поддержки8, общественными объединениями, признанными в рамках одного или нескольких механизмов предоставления почтового адреса, или в рамках других специализирующихся на вопросах жилья организаций (центры временного расселения и социальной поддержки, комплексная службу приема и ориентации, социальные службы на уровне департаментов, больницы и т.д.).

 

Эти положения распространяются на:

 

граждан Франции без постоянного места жительства;

граждан других стран Европейского Союза, Европейского экономического пространства или Швейцарской конфедерации, находящихся во Франции на законных  или незаконных основаниях, а также граждан других государств, находящихся во Франции на законных основаниях. Они могут использовать этот механизм, получая доступ ко всему комплексу прав, услуг и выплат. Действительная справка-подтверждение выбора административного почтового  адреса имеет исковую силу в отношении третьих сторон без каких-либо ограничений9: все государственные органы и банки обязаны ее признать в связи с осуществлением соответствующих прав;

– граждан третьих стран, находящихся во Франции на законных основаниях. Они могут использовать этот механизм без каких-либо ограничений10, если они обращаются за государственной медицинской помощью, помощью в связи с участием в судебном разбирательстве или намерены осуществлять другие признанные законом гражданские права.

 

Лица  без постоянного места жительства, как французы, так и иностранцы, независимо от законности оснований для пребывания на территории Франции, могут обращаться с требованиями о предоставлении им почтового адреса на общих правовых основаниях в коммунальные и межкоммунальные центры социальной поддержки. Эти центры обязаны удовлетворить просьбу, кроме тех случаев, когда заявитель не может доказать наличие связи с данной коммуной или он уже избрал почтовый адрес в другой коммуне. Это связь доказывается любым доступным способом, причем минимальный срок нахождения на территории коммуны не устанавливается.

 

Структуры, предоставляющее административный почтовый адрес, не имеют полномочий проверять, насколько данное лицо соответствует условиям предоставления доступа к правам, которые признаны в законодательстве и в связи с которыми ему требуется почтовый адрес. Они также не имеют полномочий проверять вид на жительство иностранцев.

 

В ответ на требование предоставить почтовый адрес заявитель получает подтверждение о получении заявления (в срок не более двух месяцев), а затем единую справку (бланк утвержден Cerfa), действительную в течение года, имеющую исковую силу по всему комплексу прав и административных процедур.

 

  1. b) Предоставление административного почтового адреса беженцам.

 

Речь идет о лицах, направивших прошение о предоставлении статуса беженца во Франции (как первое прошение, так и просьбу о пересмотре дела). Соответствующая процедура предусмотрена законом № 2015-925 от 29 июля 2015 г. о реформе права на убежище и соответствующими подзаконными актами.

 

Этот механизм заменил прежнюю систему, действовавшую под эгидой префекта департамента при участии различных ассоциаций-операторов. Он вводится постепенно с ноября 2015 г. и реализуется исключительно через организации, имеющие соглашения с национальным управлением иммиграции и интеграции. Это платформы приема лиц, просящих убежище, и центры их временного расселения.

 

Этим лицам предоставляется справка об административном почтовом адресе, имеющая исковую силу по всему комплексу прав и административных процедур.

 

  1. c) Механизм регистрации в «коммуне приписки»

 

Речь идет о  «людях дороги», ведущих кочевой образ жизни, то есть тех, кто не проживает на какой-то конкретной территории или не может получить на конкретной территории административный почтовый адрес, поскольку там почтовые услуги не предоставляются.

Данный механизм предусмотрен законом № 69-3 от 3 января 1969 г., устанавливающим режим применительно к лицам, постоянно перемещающимся и не имеющим определенного места жительства.

 

Этот механизм обеспечивает ограниченный доступ ко всему комплексу прав и административных процедур для целей выдачи документов, удостоверяющих личность, регистрации брака, записи в избирательные списки по просьбе заинтересованных сторон, если лицо в течение шести месяцев не теряло связи с коммуной, налогов, социального страхования, исполнения законодательства о помощи безработным, воинской обязанности.

 

  1. d) Предоставление административного почтового адреса в условиях тюремного заключения

 

Эта процедура предусмотрена законом о тюремном заключении № 2009-1436 от 24 ноября 2009 г., с поправками в законе № 2014-896 от 15 августа 2014 г. «Об индивидуализации мер наказания и повышении эффективности мер уголовного наказания для заключенных, не имеющих определенного почтового адреса и не имеющих возможности получить на срок тюремного заключения почтовый адрес на общих правовых основаниях».

 

Данные лица могут получить справку о выбранном временном почтовом адресе от руководителя тюремного учреждения. Справка действительна в течение всего срока заключения.

 

Перед освобождением закон от 2014 г. обязывает муниципальные органы, то есть коммунальные и межкоммунальные центры социальной поддержки, предоставить  административный почтовый адрес заключенному или освобожденному из заключения, по требованию этого лица, с целью его социальный реинтеграции или оказания ему поддержки, независимо от наличия связи с соответствующей коммуной.

 

Особые пункты:

 

– Несовершеннолетние. Они имеют право самостоятельно требовать доступа к определенным правам (государственная медицинская помощь, помощь, связанная с участием в судебном процессе, материальная помощь по уходу за ребенком или по беременности…). Закон не запрещает предоставлять несовершеннолетнему административный или почтовый адрес.

– Лица, находящиеся под опекой. Согласно положениям гражданского кодекса, почтовым адресом совершеннолетних, находящихся под опекой, является адрес опекуна.

 

Что касается административного почтового адреса, то кроме вышеуказанных четырех механизмов, следует уточнить следующие:

 

  • Соблюдение заявительного принципа

 

 

Право на получение административного почтового  адреса следует отличать от принципа заявления об адресе. Согласно этому принципу, «физические лица, заявляющие о своем адресе согласно процедурам статьи R.113-5, не обязаны представлять какие-либо подтверждения адреса, кроме тех случаев, когда адрес объявляется для целей выдачи справки о французском гражданстве, получения удостоверения личности, загранпаспорта, вида на жительство, удостоверения о регистрации автомобиля, заявления о приглашении иностранцев, или для добровольной записи в избирательные списки и постановки на консульский учет». Этот принцип действует в отношении доступа ко всему комплексу социальных прав.

 

На практике это означает, что гражданин объявляет о своем почтовом адресе для получения корреспонденции, а государственные органы не могут требовать подтверждающих доказательств, даже если человек объявил адрес, где получение корреспонденции невозможно, и это ставит его в невыгодное положение.

 

Человек сам вправе решать, насколько стабильно его положение и можно ли дать свой почтовый адрес какому-либо государственному органу. Государственный орган не может навязывать процедуру установления административного почтового адреса, учитывая что указать свой почтовый адрес означает взять на себя обязанность регулярно проверять поступления новой корреспонденции.

 

Простой почтовый адрес.

 

Речь идет об использовании для корреспонденции и административных процедур адреса третьих доверенных лиц с их согласия. Это могут быть общественные объединения, физические или юридические лица.

 

Это касается, например, лиц, на которых не распространяются механизмы предоставления административного почтового адреса на общеправовых основаниях, лиц, не желающих получить доступ к правам и выплатам, в отношении которых административный адрес является обязательным, или лиц, желающих получить доступ к правам, не включенным в сферу, связанную с административным почтовым адресом, например, направление ходатайства о получении вида на жительство.

 

Работа католической службы помощи.

 

Служба активно участвует в этой работе, она руководит рядом центров, занимающихся приемом нуждающихся и предоставлением почтового адреса. Мы, прежде всего, стремимся реагировать на нужды конкретных людей. Это реакция не должна ограничиваться простой канцелярской работой, выполнением функции почтового ящика и доставки почты. На самом деле, эту работу мы вписываем в более широкие рамки, когда человека принимают, выслушивает, оказывают индивидуальную помощь. Человек нуждается во внимании и теплоте. Такой прием — это открытые двери, даже мостик, ведущий к дальнейшим этапам сопровождения человека. К сожалению, зачастую эти принципы ставятся под угрозу, центры приема перегружены, они слишком малочисленны и лишены возможности помочь всем нуждающимся.

 

Именно поэтому католическая служба помощи и ее партнеры решительно выступают за то, чтобы гарантировать право на почтовый адрес. По решению крупной конференции по вопросам почтового адреса в Парижском регионе, состоявшейся в декабре 2010 г., была создана ассоциация «Право на почтовый адрес»11. Организации, вошедшие в эту ассоциацию, выступают за предоставление почтового адреса и/или доступа к другим правам для лиц без постоянного места жительства на местном, региональном и национальным уровнях. Главная задача — вести работу в общенациональном масштабе,  поддерживая местные инициативы и мероприятия и активно участвуя в них.

 

Наши организации пришли к следующим выводам:

– предлагаемые услуги очень неравномерно распределяется по территории;

– право на почтовый адрес реализуется крайне неравномерным образом, зависит от места и от коммунальных центров социальных услуг, которые не применяют действующие нормы на единообразной основе, включая и то, что касается их обязанностей по предоставлению почтового адреса и определению связи с коммуной;

– очень неравномерно распределяется нагрузка между заинтересованными сторонами, когда слишком большое бремя ложится на общественные объединения, а коммунальные центры социальной поддержки не всегда участвуют в работе

– многие становятся жертвами вызывающей маргинализацию политики или практики, в частности среди «людей дороги», лиц, освобожденных из мест заключения, лиц, живущих в самовольно занятых домах, в трущобах, иностранцев, особенно проживающих во Франции без законных оснований, поскольку они не могут воспользоваться правом на почтовый адрес в связи с просьбой о предоставлении права на проживание или среди лиц, просящих убежище, которым префектура может отказать в продлении действия вида на жительство, когда они обращаются за получением почтового адреса;

– префектуры действуют недостаточно активно и скоординировано по вопросу разработки механизмов предоставления почтового адреса согласно действующему законодательству на уровне департамента и всей территории;

– государство недостаточно финансирует эту работу, государственные структуры перегружены.

 

Степень неравенства в вопросе доступа к почтовому адресу зависит от районов страны и группы населения. Лица, проживающие в самовольно захваченных домах или трущобах, «люди дороги», лица, просящие убежища, нелегальные иммигранты сталкиваются с большими сложностями при попытке получить почтовый адрес. Мы отмечаем и неравенство в зависимости от района страны, в некоторых департаментах органы, занимающиеся почтовыми адресами, справляются с этим успешнее, чем в других.

 

Предоставление почтового адреса может производиться коммунальными центрами социальной поддержки или общественным объединением. По закону о праве на жилье от 2007 г. первым это вменяется в обязанность. Но, к сожалению, они нередко ссылаются на «недостаточную связь с коммуной», отказывая в предоставлении почтового адреса. И это очень печальная ситуация, тем более что, в отличие от избранного руководства коммуны, сотрудники коммунальных центров часто полны готовности выполнять все требования закона. Ассоциации, занимающиеся вопросами предоставления почтового адреса, ведут свою работу во все более сложных условиях. С одной стороны, растет количество запросов, с другой, все больше не хватает людских и материальных средств, невозможно обеспечить нормальную ежедневную работу.

 

Существует многолетний план борьбы с бедностью и обеспечения социальной интеграции, требующий от префектов более активной работы. Согласно циркуляру от 7 июня 2013 г., еще до конца 2014 г. на уровне департаментов должны были быть созданы механизмы предоставления почтовых адресов.

 

Группа организаций «Сигнал» изложила свои выводы о плачевном положении дел в  публикации «Три года плана борьбы с бедностью и год дорожной карты: итоги»  от 17 февраля 2016 г.

 

Исходя из вышесказанного, наши ассоциации требуют от властей принять все необходимые меры, чтобы:

— гарантировать равный доступ к праву на почтовый адрес для всех лиц без постоянного места жительства независимо от их административного статуса (почтовый адрес как единое окно доступа к реализации всех прав);

          — услуги по предоставлению почтового адреса на всей территории приблизить к человеку, сделать их быстрыми и доступными;

— в этом механизме более активно участвовали коммунальные и межкоммунальные социальные центры на базе более широкого толкования связи с коммуной;

— государство как гарант функционирования такого механизма на всей территории выделило достаточные финансовые средства специально на службы предоставления почтового адреса;

— была обеспечена эффективная координация работы всех сторон на всей территории страны, учитывая что местные власти отвечают за создание механизма предоставления почтового адреса в каждом отдельном департаменте;

— все лица без постоянного места жительства получили действенный бесперебойный доступ ко всем правам, чтобы уязвимость их положения не могла стать фактором дискриминации, а отсутствие постоянного адреса — препятствием на пути реализации всего комплекса прав, которыми они располагают.

 

В качестве заключения:  неужели во Франции права могут быть «вне закона»?

 

 

Право на почтовый адрес и право на жилье — это два ключевых права человека, которые во Франции недостаточно соблюдаются и применяются. Даже в таком правовом обществе, как Франция, принятие закона еще не гарантирует его применения. Эта парадоксальная ситуация ведет к несоблюдению многочисленных основных прав человека в отношении доступа, информирования, а также сопровождения.

Независимо от роли служб социальной поддержки, необходимо предоставить общественным объединениям, таким как католическая служба помощи, право обращаться в суд для реализации прав граждан, например, по исковым требованиям в рамках закона о праве на  жилье. Такого рода меры позволили бы приблизить социальное сопровождение к лицам, принадлежащим к наиболее маргинальном группам, чтобы они могли сохранить свое место в обществе, добиться признания своих прав гражданина.

Вокруг этой задачи может выстраиваться более активная работа общественных объединений, на пути выработки новых форм социального и правового сопровождения, в интересах каждого сопровождаемого лица, с целью общественных преобразований, гарантирующих осуществление прав каждого на всей территории и на равноправной основе.

Без мобилизации гражданского общества, в том числе через посредство организаций гражданского общества, эти основные права могут быть поставлены под угрозу. Каждый из нас, какое бы место он ни занимал, будь то обычный гражданин или народный избранник, может и должен работать во имя построения общества более справедливого, опирающегося на принципы братства.

 

Ссылки

 

1) http://www.fondation-abbe-pierre.fr/nos-publications/etat-du-mal-logement/les-rapports-annuels

 

2) Социальное жилье создается по решению государства за счет государственных средств. Существует несколько категорий финансирования «особо социального» жилья, в частности, субсидируемые займы на аренду в целях интеграции (PLAI), предназначенные для малообеспеченных. Такая арендная плата ниже обычной, практикуемой в секторе социального жилья (1200 € на жильца-одиночку).

См. La fracture territoriale, analyse croisée des inégalités en Île-de-France, Février 2016, Secours Catholique-Caritas France, http://www.secours-catholique.org/sites/scinternet/files/publications/fractureterritorialeidf.pdf

 

3) Мнение комиссии изложено в материале «Жилье – право для всех? Обеспечить действенный, недискриминационный доступ к жилью».

 

4) Кроме того, многочисленные группы на местах в рамках сопровождения оказывают и общую, и конкретную помощь по составлению исковых требований в рамках закона DALO.

 

5) Части 1 и далее статьи L264 Семейного кодекса

 

6) Государственная медицинская помощь — это механизм, позволяющий иностранцам, не имеющим законных оснований для пребывания во Франции, получать доступ к услугам здравоохранения. Она предоставляется при наличии постоянного места жительства и соответствующих ресурсов.

 

7) Эта эволюция законодательства нашла свое отражение в декрете от 19 мая 2016 г.

 

8) Это официальная структура, которой поручено бороться с маргинализацией на территории коммуны. Возглавляется мэром.

 

9) Статья L.264-3 Семейного кодекса гласит: «Если лицо обладает действительной справкой, отсутствие постоянного места жительства не может служить основанием для отказа в осуществлении права, социальной выплаты или для отказа в доступе к основным услугам, гарантированным законом, в частности, в банковской и почтовой сферах».

 

10) Статья L.264-3 Семейного кодекса.

 

11) Объединение «Право на почтовый адрес»: Протестантский центр социальной работы, Медицинский комитет поддержки изгнанников Comede, организация Дом’Азиль, Протестантская федерации взаимопомощи, Католическая служба помощи.

 

 

Рисунок

В 17 департаментах наиболее высокое число исковых требований (более 1000 за 2014 г.).

 

Схема рассмотрения искового требования по закону об имеющем исковую силу праве на постоянное и временное жилье.

 

1.

Общая схема процедуры рассмотрения искового требования в рамках имеющего исковую силу закона о праве на временное или постоянное жилье DALO DAHO

2.

Признание «приоритетного срочного» характера требования.

 

3.

Согласительная процедура. Рассмотрение требования в департаментской комиссии по посредничеству. Если собраны все необходимые документы, секретариат комиссии высылает сообщение о подтверждении получения документов.

 

4.

Отказ.

 

5.

Дело передается на рассмотрение префекта. Он назначает ответственного за подготовку предложения о предоставлении жилья. Предложение о постоянном жилье должно быть подготовлено в срок не более шести месяцев, о временном жилье — не более шести недель, о жилье в переходный период — не более трех месяцев.

 

6.

Обжалование решения в самой комиссии по посредничеству с целью достижения более благоприятного решения. Срок до двух месяцев.

 

7.

Департаментская комиссия по посредничеству вносит решение о предоставлении постоянного жилья в течение трех месяцев, начиная с даты подтверждения получения

документов, о предоставлении временного жилья — в течение шести недель.

 

8.

Предложение не подготовлено в установленные сроки.

 

9.

Подачи обжалования в административный трибунал на основании «аннулирование» или «в связи с превышением полномочий». Срок два месяца.

 

10.Представление предложения о жилье. Переселение.

 

11. Административный трибунал рассматривает обжалования и выносит решение. Срок: дела направляются в административный трибунал не позднее, чем через четыре месяца после истечения срока, в течение которого префект должен обеспечить переселение.

 

12.

Санкции в отношении государства. Судья может наложить финансовые санкции и принять решение о новых сроках переселения.

 

13.

Если переселение невозможно, можно потребовать возмещения ущерба, издержек.

 

14.

Окончательный отказ. Он не лишает истца права направлять новое дело на рассмотрение комиссии по посредничеству.