Группа поддержки как инструмент ресоциализации людей в ситуации бездомности


Составители:
Канд. психол. наук Н.Ю. Клюева, А.И. Карачевцева, О.В. Зоткина,
М. Миненко
Ответственный редактор
Канд. психол. наук Н. Ю. Клюева

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Ситуация бездомности 9
Группа поддержки как особый
инструмент помощи 12
– что такое группа поддержки 12
– цели группы поддержки 13
– задачи группы поддержки 14
– виды групп поддержки и общения для бездомных
людей 14
– специфика участников групп для бездомных людей 15
– структура проведения встречи группы 16
– методы и приемы работы в группе 18
– ожидаемые результаты 20
– документация групп 22
Подготовка ведущих групп поддержки: 23
– сотрудники 23
– волонтеры
4
Приложение 1 Шаблон программы группы 25
Приложение 2 Журнал группы 29
Приложение 3 Отчет ведущего группы о прошедших
группах за определенный период 31
Приложение 4 Анкета обратной связи участника группы 32
ВВЕДЕНИЕ
В Москве на 2019 год, по исследованиям Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Центра
социальной адаптации, более 10000 человек живут на улице, и
около 60000 человек в регионе, такую цифру называют некоммерческие организации.
На раздачу еды ежедневно приходят тысячи человек, не имеющие постоянного жилья. Зимой каждую ночь 400–800 человек
заполняют единственный в Москве ночлежный дом, рассчитанный на 185 мест.
Опираясь на опыт работы «Каритас Архиепархии Божией
Матери в Москве» с 1998 года с людьми в ситуации бездомности, и на исследование нужд, желаний и идей людей в ситуации
бездомности в Москве (проведенное Каритас в 2019 году),
а также на экспертный опрос некоммерческих организаций
(НКО), работающих с бездомными, можем сказать следующее
о проблемах бездомных людей: бездомность в Москве «хроническая», т.к. средний «стаж» бездомности – 4,3 года. Бездомными
люди становятся из-за:
– проблем в семье,
– махинаций при сделках с недвижимостью,
– обманов во время их трудовой деятельности.
6
Человек на улице становится «хронически» бездомным, т.е.
остается на улице и не может выбраться из своего положения,
потому что большинство таких людей считает, что у них серьезные проблемы, с которым им справиться не под силу. Основные
нужды, о которых говорят сами бездомные это:
– жилье,
– работа,
– душевное общение с людьми,
– содействие в выходе из алкогольной зависимости.
У бездомных людей чаще всего возникают сложности с документами: у более 50% нет документов либо имеется только
паспорт СССР, им часто отказывают в получении документов
из-за отсутствия регистрации и неприглядного внешнего вида.
Бездомному человеку крайне сложно найти работу и трудоустроиться, по тем же причинам, а также из-за наличия судимостей и ослабленного здоровья, отсутствия навыка поиска работы, возраста (старше 40 лет) и неумения себя представить,
и выстроить отношения с работодателем, чтобы успешно пройти собеседование. Бездомность неразрывно связана с алкоголем. Организациям и центрам не нужен алкоголик, который
может сорваться. Нарушение запрета на употребление психоактивных веществ карается выпиской в любом социальном и
реабилитационном центре РФ. Срываются более чем 60% жителей социальных центров, люди на улице пьют постоянно.
Бездомные люди из-за зависимостей и ослабленной воли не
могут отказаться от уличной жизни, не знают или не верят, что
им помогут какие-либо организации. Многие не помнят, как
жить дома, утратили бытовые и социальные навыки. Мотивация к изменению жизни у людей, которые не идут в социальные
центры и приюты, низкая из-за большого опыта отказов и неудач, из-за чего люди часто умирают на улице.
По статистике:
– 91,5% бездомных людей хотят закончить свою бездомность.
– 57,6% из них считают, что у них затруднения, справиться с
которыми им самим не под силу,
7
– 49,7% не знают, что делать или затрудняются это определить.
В Москве работой с людьми в ситуации бездомности занимается более 30 организаций, но до открытия Дневного центра,
только 4 организации предоставляли комплексные услуги, и
только одна из них работала ежедневно. Работа с «хронически»
бездомными людьми – это только гуманитарная поддержка
жизнедеятельности этих людей, никто не работает с их мотивацией. Решением вопроса заселения в собственное жилье не занимается ни одна организация. Остается относительно низким
уровень профессионального развития сотрудников социальной сферы.
В общей массе для бездомных людей имеется достаточно
большое количество мест, где бы они могли получить разного
рода помощь, но увы, эти организации территориально разбросаны и работают ограниченное время. Для нестабильных людей – это сложные условия.
За 2016–2019 годы Каритас удалось сформировать команду
профессиональных работников (социальная работа, психологическая работа, групповая работа, работа с волонтерами, коммуникация с обществом).
С января 2019 года в районе Павелецкого вокзала начал
функционировать Дневной центр для лиц в тяжелой жизненной ситуации, в том числе в ситуации бездомности. Помещение
Дневного центра, где осуществляется оказание очень широкого
спектра услуг на протяжении всей недели. Целью деятельности
Дневного центра является: создание условий для жизнеустройства людей в ситуации бездомности. Основными видами деятельности Дневного центра являются:
– уличная работа
– проведение групп поддержки и общения (как стационарных, в помещении Дневного центра, так и выездных)
– проведение индивидуальных консультаций по вопросам
трудоустройства, восстановления документов, психологической помощи, освоению навыка работы на компьютере
8
– организация и поддержание работы круглосуточной линии поддержки телефона поддержки «При тяге»
– распространение информации среди населения о работе
Центра
– распространение информации среди населения о существовании проблемы бездомности и возможных путей ее разрешения
– привлечение к работе Центра сотрудников-волонтеров
с возможностью их обучения
– индивидуальное сопровождение заселения человека
в съемное жилье
– проведение мероприятия досугового характера для привлечения клиентов.
На базе Дневного центра, как пример, реализуются следующие группы поддержки и общения:
– группа знакомства
– группа развития мышления
– группа развития коммуникативных навыков
– женские группы
– группы развития мотивации и смыслов
Ситуация бездомности
В 2019 году Каритас было проведено исследование среди бездомных людей и экспертов из организаций, участвующих в жизненном сопровождении бездомных людей в Московском регионе. Цель – исследовать нужды, желания и идеи, а также
провести статистический анализ положения бездомных людей
в современном обществе в Москве и выявить пробелы в имеющихся услугах.
Были опрошены 44 эксперта из некоммерческого сектора
и государственных структур (социальная защита, Уполномоченный по правам человека по Москве и по РФ, полиция, медики, служба исполнения наказания, мэрия Москвы). Были опрошены 500 бездомных людей непосредственно на улице, в точках
раздачи питания, в дневных центрах организаций-партнеров,
в социальных центрах и в следственных изоляторах.
В Московском регионе из результатов нашего исследования
составлен портрет человека в ситуации бездомности:
Средний возраст – 45–59 лет. Гражданство России имеют
87%, остальные – граждане других стран. В Москве родились
38,1% граждан РФ, оказавшихся на улице.
Образование: среднее общее имеют 27% людей, начальное
профессиональное – 14,6%; среднее специальное – 21,3%; незаконченное высшее – 11% и высшее – 15%.
Средняя продолжительность ночевок на улице в непригодном и временном жилье в Москве – 3,2 года для граждан РФ и
4,3 года для москвичей; 25% бездомных людей стали ими недавно, менее полугода назад и имеют большой потенциал для выхода из сложившейся ситуации в случае успешного восстановления документов, заселения в жилье и устройства на легальную
работу.
Причины бездомности: 75% всех приехавших из других регионов и стран, называют в качестве причины приезда в Москву – работу в Москве или поиск работы. Вторая наиболее распространенная причина бездомности – оставил жилье
родственникам (выгнали муж, жена, сожитель, выгнали дети,
выгнали другие родственники) – 38%. Еще 23,2% стали жертвами мошенничества, либо сами продали жилье и не купили новое, заложили его и не выкупили – 12,6%.
Социальное положение и поддержка в ситуации бездомности: только 14% бездомных людей старше 60 лет получают пенсию по старости (около 170 евро). Пособий по безработице или
бездомности не получает никто. Паспорт имеют только 48,2%
бездомных людей.
Только 35,2% бездомных людей не нуждаются в медицинской помощи, все остальные заявляют нужду в хирургической,
психиатрической и стоматологической помощи. Последние две
они не смогут получить даже в случае наличия полиса ОМС
(есть только у 33,5%), т.к. стоматология и психиатрия очень
мало доступны.
Возможность помыться менее 1 раза в неделю имеют 80 %
бездомных людей. 45,9% бездомных людей не имеют возможности стирать одежду даже один раз в неделю, т.к. для этого имеется всего 3 специализированных места в Москве.
Основные нужды: на вопросы о нуждах людей, оказавшихся
на улице, какой помощи и поддержки недостаточно, было получено очень много различных вариантов ответов, самые популярные из них – деньги (53%), жилье и ночлег (34,2%), трудоустройство (12,9%), гуманитарной и медицинской поддержки,
11
юридического сопровождения, помощь в преодолении зависимости.
91,5% бездомных людей хотят закончить свою бездомность.
57,6% из них считают, что у них затруднения, справиться с которыми им самим не под силу, 49,7% не знают, что делать или
затрудняются это определить.
Группа поддержки как особый
инструмент помощи
ЧТО ТАКОЕ ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Группы общения и поддержки – это встреча, участники которой, в процессе общения друг с другом и выполнения творческих заданий и упражнений, исследуют себя и свои сложности,
а ведущий помогает это понять и найти пути решения.
Группа поддержки в трудной жизненной ситуации призвана формировать условия для жизнеустройства наших клиентов, способствовать их самореализации и включению в общество. Ее эффективность обеспечивается не только работой
ведущего, но и взаимодействием участников. В созданной ведущим атмосфере безопасности и уважения, участники могут
– поддерживать друг друга
– получать новый опыт социального сотрудничества или
восстанавливать утраченный
– расширять границы знаний о мире, жизни и себе
– учиться конструктивному разрешению конфликтных ситуаций
– развивать навыки контроля за своим эмоциональным состоянием
– повышать эффективность общения
– анализировать свое поведения, учитывая мнение окружающих, формировать способности к рефлексии.
Из истории группы поддержки и общения. В 2003 году на
базе Социальной гостиницы для лиц БОМЖ «Марфино»
13
(с 2017 года – ГКУ ЦСА им. Е.П. Глинки) два сотрудника Каритас Москвы начали вести группы общения для проживающих.
На них проходили творческие занятия и обсуждались интересные темы. Затем группы появлялись в других социальных центрах. За время существования групп через них прошли около
тысячи участников, известны десятки историй успешного построения своей жизни.
Участники. Жители социальных центров, посетители
групп поддержки на улице и в центре – взрослые люди в трудной жизненной ситуации. У большинства уже потеряны связи
с родными, домом, нет средств к существованию.
Проживая в центре и находясь на улице, человек постоянно
находится с людьми, которых не выбирал, не имеет личного
пространства, ограничен правилами того учреждения, где он
вынужденно пребывает. Человек переживает одиночество.
Круг общения чаще всего ограничивается коллегами по
низкоквалифицированному труду, соседями по комнате и администрацией. Человек исключен из социальной, культурной
жизни, на это просто нет времени – ему необходимо выжить:
выспаться, вновь сделать все утерянные документы, восстановиться в правах, заработать себе на сигареты с конфетами, купить телефон.
В центрах существует запрет на алкоголь и наркотики, но
для тех, кто употребляет, срыв возможен всегда.
Кризис, потери, опыт неудач ведут к утрате смысла жизни.
Перспективы будущего весьма туманны или неприятны. Человек плывет по течению, стараясь стабилизироваться.
ЦЕЛИ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ
Цель – создание условий для самореализации и включения
в общество людей в кризисе.
Целями группы в зависимости от направленности могут быть:
– знакомство сотрудников и волонтеров с новыми посетителями, знакомство с центром и друг другом, а также с групповым форматом работы, снятие эмоционального напряжения;
14
– способствовать развитию кругозора, тренировка и развитие мышления людей в трудной жизненной ситуации;
– повышение коммуникативной компетенции (освоение и
развитие навыков эффективного общения, навыков контроля
за своим эмоциональным состоянием в процессе общения, способности к рефлексии, анализу целей и результатов коммуникации, способности противостоять деструктивным влияниям,
умение грамотно разрешать конфликтные ситуации и овладение основами делового стиля общения);
– формирование и развитие волевой сферы, повышение мотивации и поиск смыслов, развитие навыков самоконтроля, повышение социальной компетенции, развитие адекватной самооценки. Освоение умений ставить и достигать жизненно
значимых целей, принятие ответственности за результат.
ЗАДАЧИ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ
Задачи, которые стоят перед ведущим группы:

  1. Организовать общение ведущего с группой и пространство для него.
  2. Организовать общение участников групп между собой.
  3. Помочь людям общаться с внешним миром.
  4. Расширять границы знаний о мире, жизни и себе у всех
    участников группы.
  5. Научить людей заботиться друг о друге.
    ВИДЫ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ
    И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ
    1) Добровольные и обязательные группы.
    Эффективно работают группы поддержки для бездомных
    в местах, где они временно проживают, в приютах, центрах социальной реабилитации. Посещение этих групп может быть
    добровольным или обязательным для проживающих. Одной из
    задач таких групп является снижение эмоционального напряжения, часто возникающего между жильцами.
    2) Досуговые и психологические группы.
    15
    Психологические группы могут состоять из работы на заданную тему в форме дискуссии, упражнения, творческих актов: рисование, аппликация, конструирование и др. Цель таких
    групп в проработке личностного пласта человека. В качестве
    досуговых групп может проводиться киноклуб, организовываться турниры и праздники. Такие группы направлены на
    коммуникационное взаимодействие, общее снятие напряжения.
    3) Динамичные и условно статичные.
    Динамичные группы проводятся на регулярной основе в
    местах скопления бездомных людей. При работе таких групп
    нет установки на долгосрочное взаимодействие и ожидание
    стабильного состава участников.
    Условно статичные группы проводятся на базах социальных центров и территориях некоммерческих организаций в регулярном режиме по графику. От таких групп можно ожидать
    повторяющегося состава участников, а значит могут ставиться
    минимально долгосрочные цели.
    4) Выездная и стационарная
    Встречи стационарных групп поддержки проходят на базе
    организации, сотрудники которой и являются ведущими. Процент добровольно пришедших людей здесь выше. Выездные же
    группы проводятся на территории организаций-партнеров,
    куда для проведения приглашаются ведущие групп.
    СПЕЦИФИКА УЧАСТНИКОВ ГРУПП
    ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ
    Человек, попадая в ситуацию бездомности, вынужден искать способы выживания в условиях социального отвержения.
    Довольно быстро он приобретает характерное настороженное,
    недоверчивое отношение к другим людям и миру в целом. Особое недоверие, иногда резко негативное отношение, складывается у многих бездомных к психологической помощи. Некоторые опираются на стереотипы, а кто-то имел неудачный опыт
    общения с психологом. Поэтому люди, находящиеся в ситуации бездомности, редко сознательно приходят в психологиче-
    16
    скую группу. Но собравшись случайно или придя на
    объявленное мероприятие, они становятся участниками незапланированной группы поддержки. Такой формат групповой
    работы может быть очень эффективен. Организованное взаимодействие в безопасном пространстве взаимно обогащает. Ведущий поддерживает атмосферу взаимного уважения, что служит основой для уважения друг друга, а, следовательно,
    возвращает самоуважение. При этом нет тревоги, связанной
    с настораживающим и непонятным многим клиентам названием «психологическая группа».
    Одной из основных задач ведущего является создание
    и поддержание атмосферы взаимного уважения. Важно с уважением отнестись к жизненному опыту каждого участника, несмотря на его негативные составляющие, искать, те позитивные
    зерна, которые дадут возможность сформировать платформу
    для возвращения в социум. В групповой работе уважение к
    опыту в целом и обозначение таких позитивных составляющих
    отдельных участников очень ценно для других участников, т.к.
    мотивирует переосмыслить и свою жизнь.
    СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧИ ГРУППЫ
    Группа проходит еженедельно минимум один раз в неделю
    в вечернее (иногда дневное) время или в выходной день – время определяется совместно с людьми, проживающими в данном центре. Продолжительность группы 1,5–2 часа с перерывом в 5–10 минут.
    Каждая встреча должна содержать 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный
    Подготовительная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и психологические игры, и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создания
    благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника, а также ритуала
    приветствия и принятия правил работы. Ведущий задает вопросы, позволяющие почувствовать группу, диагностировать
    состояние людей.
    17
    Основная часть, направленная на формирование новых
    знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром,
    осуществляется с использованием бесед, сюжетно-ролевых
    игр, театральных и творческих этюдов, обсуждений и т.д.
    Заключительная часть включает в себя подведение итогов,
    интеллектуальную и эмоциональную рефлексию и ритуал прощания. Рефлексия затрагивает вопросы, которые помогают ведущему и участникам проанализировать не только содержательную часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти
    вопросы касаются внутриличностных процессов, межличностного взаимодействия, новых чувств, мыслей или поведения и
    возможности применения новых знаний. Могут быть следующие вопросы: «Как вы себя сейчас чувствуете?», «Какие чувства
    вы испытывали, когда делились с группой своими переживаниями?», «Как вы считаете, что происходило сегодня в группе?»,
    «Что нового вы узнали?», «Что понравилось/не понравилось
    (обрадовало, удивило, огорчило) вас сегодня на занятии?»,
    «Что хочется по-другому сделать после занятия?», «Что вы можете попробовать, предпринять, чтобы изменить свои чувства
    (поведение, негативные чувства)?».
    Подготовительная часть:
  6. Круг знакомства – 20 минут
  7. Первый информационный блок – 10 минут
    Основная часть:
  8. Запросы, интерес – 10 минут
  9. Второй информационный блок – 15 минут
  10. Упражнение – 30 минут
    Заключительная часть:
  11. Завершающий круг – 20 минут.
    18
    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ В ГРУППЕ
    В ходе работы группы полезно сочетание различных форм
    деятельности: краткие сообщения ведущих на запланированные темы, групповые дискуссии, выполнение упражнений,
    творческие задания, игры.
    Группы поддержки могут начинаться с небольших докладов
    ведущих. В регулярно проходящих группах темы сообщений
    предлагают участники в конце встречи на следующий раз. Такое начало группы настраивает на беседу, обсуждение предложенной темы, снижает тревожность участников.
    Основными методами, используемыми при проведении
    группы, могут быть:
    Название метода Описание метода
    Групповая дискуссия Это совместное обсуждение какоголибо вопроса, позволяющее прояснить
    (возможно, изменить) мнения, позиции
    и установки участников группы в
    процессе непосредственного общения.
    В работе групп поддержки эффективны
    структурированные дискуссии, в которых
    ведущим задается тема для обсуждения,
    а иногда и четко регламентируется порядок
    ее проведения.
    Упражнения Выполнение заданий, помогающее
    освоить и закрепить новые навыки, развить
    имеющиеся. Предлагаемые упражнения
    должны быть по силам участникам,
    задания понятны, результаты выполнения
    приносить удовлетворение. Упражнения
    могут выполняться индивидуально каждым
    участником, а можно организовывать
    коллективное выполнение задания, это
    будет развивать взаимоподдержку в группе
    и поможет более слабым и неуверенным
    участникам.
    19
    Игры:
    тематические,
    биографические,
    ситуационные/
    имитационные/творческие
    Вид деятельности, в которой процесс
    ценнее результата. Игры предполагают
    игровые действия, воображаемые ситуации,
    роли, взятые на себя участниками, при
    этом отношения между играющими
    реальны. Таким образом игра создает
    более безопасное пространство для
    самораскрытия и самовыражения. Даже
    самые простые игры могут создавать
    благоприятный микроклимат и сближать
    участников группы.
    Предлагаемые правила группы:
  12. Правило равноценности каждого участника, взаимного
    уважения.
  13. Правило активности. Активность каждого участника
    ожидается и приветствуется.
  14. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает,
    а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
  15. Правило «нет». Каждый может отказаться выполнять
    слишком трудное для него задание, отвечать на личный вопрос
    или остановить обсуждение своей ситуации.
  16. Правило «здесь и сейчас». Обсуждению подлежит только
    то, что происходит непосредственно на группе.
  17. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
  18. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности, без обобщений, уважительно к каждому участнику. Стараться давать обратную связь от себя и о
    себе.
  19. Соблюдение правил посещения организации, на базе которой группа проводится.
  20. Правило «нет проявлению агрессии и насилия по отношению к другим участникам».
    20
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    В зависимости от типа группы и ее тематики ожидаемые ведущими результаты могут быть разнообразны. Все их можно
    условно разделить на получение знаний, умений/навыков
    и конкретного опыта.
    Перечислим некоторые из них:
    Знания:
    Как и зачем работает Центр, в котором проходят группы
    Какие личные ресурсы и ограничения есть у человека
    Понимание ценности своих чувств
    Понимание ценности своего тела
    Понимание таких понятий, как воля, смыслообразование,
    мотивация, целеполагание, целедостижение, ответственность,
    выбор.
    Умения, навыки:
    Определить свои личные ресурсы и ограничения
    Определить, к какому специалисту надо обратиться
    Умение делать выбор
    Находить и рационально распределять свои жизненные
    ресурсы
    Уметь составлять перечень задач для достижения определенных целей
    Уметь планировать время
    Уметь разбивать сложные цели на части
    Навык «здравый смысл» вместо бессмысленности
    Развитие коммуникативных способностей.
    Навыки:
    Признания своей ценности в отдельности от других людей
    Определения своих ресурсов и ограничений
    Опыта взаимодействия с другими людьми
    Поиска для себя жизненно важных целей
    Постановки цели перед собой
    Поиска средств для достижения
    Умения развивать в себе мотивацию достижений
    21
    Умения контролировать себя
    Самораскрытия через доверительную атмосферу
    Поиска решения собственных проблем, в атмосфере
    раскованности творчества
    Пребывания в ситуации эмоциональной близости
    Опыта быть поддержанным и поддерживать другого
    Критерии эффективности проведения группы
    (для ведущего)
    Универсальные (можно отслеживать в группах всех направлений):
    Соблюдение норм/правил Дневного центра
    Конфликтность (снижение/повышение)
    Появление позитивности мышления (после открытого
    предъявления негативности суждений и поиска решений)
    Активность/включенность/готовность
    Появление заявки на решение возникшей сложности
    Специфические (видны непосредственно в группе определенного направления):
    Посещение консультаций и групп
    Осуществление выбора
    Выполнение заданий в группе
    Люди понимают, что такое группа
    Могут ясно ответить, что их ожидает в ближайшем будущем (один год).
    Не боятся озвучивать свое прогнозирование долгосрочного будущего.
    Способы измерения эффективности группы для участников:
    списки посещений
    диалоги в группе (Слышит? Замечает? Отвечает?)
    примеры из личной жизни участников группы, обратная
    связь
    22
    ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУПП
    Для работы ведущего группы Каритас был разработан пакет документов, которые заполняет ведущий во время подготовки и проведения самой группы, а затем за определенный период (1, 3 или 6 месяцев), все шаблоны документов
    представлены в Приложениях 1–4:
    1) Программа группы – пишется ведущим на определенный
    период будущего (1–6–12 месяцев) заранее. Может быть скорректирована по ходу работы (Приложение 1)
    2) Журнал группы – заполняется ведущим на каждом занятии во время группы, описываются участники, ход занятия и
    отклики на занятия (Приложение 2)
    3) Отчет ведущего группы о прошедших группах за период – заполняется ведущим, помогает учесть всех участников,
    число прошедших групп, заполняется на основании журнала
    групп за отчетный период, например, 3, 6, 12 месяцев (Приложение 3)
    4) Анкета обратной связи участника группы – заполняется
    участниками группы один раз в отчетный период (3–6 месяцев), для корректировки тем группы и получения анонимной
    обратной связи (Приложение 4).
    Подготовка ведущих групп
    поддержки
    СОТРУДНИКИ
    Ведущим может стать милосердный человек, способный общаться с группой людей и готовый поделиться с другими своими знаниями, опытом, размышлениями.
    Это могут быть профессиональные психологи, имеющие
    опыт групповой и индивидуальной работы.
    Это могут быть социальные работники и люди, помогающих профессий, стремящиеся реализоваться в социальной
    сфере.
    Это могут быть философы, писатели, режиссеры, антропологи и прочие человековеды и интересные люди, готовые общаться и делиться знаниями.
    Подготовка ведущих групп различается в зависимости от
    того, является ли ведущий сотрудником организации или же
    добровольцем.
    Все сотрудники, которые ведут те или иные группы поддержки и общения, имеют специализированное образование и опыт
    проведения групп. Также они на регулярной основе должны посещать тематические образовательные мероприятия (конференции,
    круглые столы и прочее), чтобы делиться своим опытом и познакомиться с опытом коллег смежных направлений, чтобы актуализировать имеющиеся знания и формировать новые взгляды на
    решения возникающих проблем при проведении групп.
    На регулярной основе проводятся интервизии групповой
    работы – это встречи сотрудников-ведущих групп с целью раз-
    24
    бора сложных случаев, рассказа об успешных встречах в группах, найденных новых техниках и приемах.
    Ведущие-волонтеры проходят свой путь. Чтобы стать полноценным ведущим, волонтеры на первом этапе должны проходить обучение, раскрывающее особенности проведения
    групп, особенности клиентов. Дневной центр предоставляет
    такую возможность в рамках обучения в Школе волонтеров.
    Уже в процесс прохождения обучения, волонтеры имеют возможность участвовать в реальных группах поддержки и общения. После успешного окончания обучения есть возможность
    присоединиться к уже существующим группам или же организовать проведение своих собственных.
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Шаблон программы группы
    Рассмотрено
    на заседании
    психологической
    службы
    Протокол №
    от «»
    201 __г.
    Согласовано:

«» _ 201__г.
Утверждаю:
Директор


«» _ 201__г.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТ: НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
название группы
Ведущий группы:
Москва
2019 г.
Пояснительная записка
Цели групп:
Задачи групп:
В результате посещения групп участник получит (ожидаемые результаты):
26
Знания:
Умения, навыки:
Опыт:
Организация программы (как часто и как долго):
Методы и приемы работы:
Основные содержательные линии (блоки):
Например, 1. Самопрезентация. 2. Барьеры в общении.
Структура встречи (с указанием продолжительности каждого этапа):
Каждая встреча должна содержать 3 основных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительная часть включает в себя вопросы о состоянии участников и психологические игры, и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, создания
благоприятной, дружеской атмосферы, психологического комфорта и безопасности для каждого участника, а также ритуала
приветствия и принятия правил работы. Ведущий задает вопросы, позволяющие почувствовать группу, диагностировать
состояние людей.
Основная часть, направленная на формирование новых
знаний и представлений, обретение новых навыков и установок, конструирование и отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, формирование ценностно-значимой личностной концепции взаимодействия с миром,
осуществляется с использованием бесед, сюжетно-ролевых
игр, театральных и творческих этюдов, обсуждений и т.д.
Заключительная часть включает в себя подведение итогов,
интеллектуальную и эмоциональную рефлексию и ритуал прощания. Рефлексия затрагивает вопросы, которые помогают ведущему и участникам проанализировать не только содержательную
часть занятия, но и эмоции, мысли и поведение. Эти вопросы касаются внутриличностных процессов, межличностного взаимодействия, новых чувств, мыслей или поведения и возможности
применения новых знаний. Могут быть следующие вопросы: «Как
вы себя сейчас чувствуете?», «Какие чувства вы испытывали, когда
27
делились с группой своими переживаниями?», «Как вы считаете,
что происходило сегодня в группе?», «Что нового вы узнали?»,
«Что понравилось/не понравилось (обрадовало, удивило, огорчило) вас сегодня на занятии?», «Что хочется по-другому сделать после занятия?», «Что вы можете попробовать, предпринять, чтобы
изменить свои чувства (поведение, негативные чувства)?».
Например:
Подготовительная часть:

  1. Круг знакомства – 20 минут
  2. Первый информационный блок – 10 минут
    Основная часть:
  3. Запросы, интерес – 10 минут
  4. Второй информационный блок – 15 минут
  5. Упражнение – 30 минут
    Заключительная часть:
  6. Завершающий круг – 20 минут
    Правила группы:
    Ресурсы для реализации программы:
    Указать, что вам надо для проведения группы (техника, канцелярские принадлежности)
    Содержание работы группы
    Основные знания и умения (по блокам или темам)
    Мышление:
    Понимание:
    Организационные умения:
    Установки:
    Коммуникативные навыки:
    Знания о следующих сферах жизни/понятиях и т.д.
    Теоретические основания
    Кратко указать, на какие теории и подходы вы опираетесь
    при выборе материала для обсуждения/понимания терминов/
    выборе техник.
    28
    Описать модель работы (понятийный аппарат)
    Критерии эффективности проведения группы
    (для ведущего)
    Универсальные
    (можно отслеживать в группах всех направлений):
    Соблюдение норм/правил Дневного центра
    Конфликтность (снижение/повышение)
    Появление позитивности мышления (после открытого
    предъявления негативности суждений и поиска решений)
    Активность/включенность/ готовность
    Появление заявки на решение возникшей сложности
    Специфические
    (видны непосредственно в группе определенного направления):
    Способы измерения эффективности группы
    для участников:
    Как участник сам сможет понять, что полезного дала группа
    (вариант рефлексии)
    Тематическое планирование
    БЛОК ТЕМА ОСНОВНЫЕ
    ПОНЯТИЯ,
    ВВОДИМЫЕ
    И ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ НА
    ВСТРЕЧЕ
    УПРАЖНЕНИЕ
    (С УКАЗАНИЕМ
    ОСВАИВАЕМОГО
    НАВЫКА)
    ПОКАЗАТЕЛЬ
    УСПЕШНОСТИ
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Подробное описание всех упражнений
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Журнал группы (заполняется по каждому занятию)
    ЖУРНАЛ ГРУПП ОБЩЕНИЯ В ОТДЕЛЕНИИ__
    Ведущие: 1.
    2.
    3.
    Добровольцы:
    ЗАНЯТИЕ Дата
    Тема.
    Цель:
    Участники:
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    30

    Ход занятия:
  7. Знакомство…
    2.
    3.
    4.
    5.
  8. Обратная связь
    (заключительный круг)
    Отклики, яркие высказывания:
    Наблюдения ведущих:
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3
    Отчет ведущего группы о прошедших группах за период
    Отчет о встречах группах поддержки, проводимых добровольными ведущими групп Каритас на базе учреждения
    _(где проводилась группа ЦСА /НОЙ/ СПРАВЕДЛИВАЯ ПОМОЩЬ / УЛИЦА/ ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ)
    Период 1 месяц 20ХХ – 31 месяц 20ХХ
    Ведущие группы:
    ___(ФИО, телефон)
    ___(ФИО, телефон)
    1) Таблица прошедших групп
    Дата Имена
    участников
    Тема, цель,
    использованные
    упражнения, приемы,
    информационные
    материалы
    Обратная связь/
    индивидуальный
    вопрос/минисессии
    2) Общее число участников групп за период _ человек 3) Общее число волонтеров, посетивших группу за период: человек
    4) Приложение – программа/план работы группы
    Достоверность данных подтверждаю
    Ведущий группы
    ФИО ведущего группы Подпись
    ПРИЛОЖЕНИЕ 4
    Анкета обратной связи участника группы
    АНКЕТА САМООЦЕНКИ УЧАСТНИКА
    ГРУППЫ ОБЩЕНИЯ
    В ОТДЕЛЕНИИ__________

    ИМЯ______________________
    КАКИЕ ТЕМЫ ГРУППОВЫХ ВСТРЕЧ ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ:



ЧТО БЫЛО ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ ВАС В ГРУППЕ:



ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ЖИЗНИ ИЗ ЗНАНИЙ,
ПОЛУЧЕННЫХ В ГРУППАХ:



ЧТО ВАМ НЕ НРАВИТСЯ В ГРУППАХ:



КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ДОБАВИТЬ В ГРУППУ:



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОМАНДЫ ВЕДУЩИХ:



ДАТА