Клюева Надежда Юрьевна
кандидат психологических наук, старший преподаватель
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия
Исследование инволюции качеств личности человека в ситуации бездомности
Проблема развития является одной из центральных проблем психологии, которой занималось множество выдающихся ученых, таких как Ж.Пиаже, А. Бандура, Эриксон Э.Г., Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев и многие другие.
Развитие рассматривается чаще всего в восходящем плане: от детского к подростковому, зрелому возрасту, как совершенствование показателей функционирования определенных психических функций и как развитие новых качеств. Анализ жизненных ситуаций показывает, что развитие может идти не только по восходящей, но и как инволюция и деградация качеств человека, которые мы изучаем в плане развития. Таких исследований существует абсолютно недостаточно, исключение пожалуй составляют работы, связанные со старением. Нам представляется, что ситуация бездомности служит естественной моделью инволюции важнейших структур личности, и в частности, мотивационно-смысловой и социально-ролевой.
В деятельности развиваются качества субъекта, профессионально важные качества, мотивация, целевые установки. В деятельности проявляется отношение человека к другим людям, себе, его мотивы и ценностные ориентации, а также этическая направленность. Из анализа исследований бездомных людей мы можем сделать предположение о том, что развитие деятельности людей, до того, как они попали на улицу, шло по «нормальной» схеме. Исходя из приведенных данных, а также личных полевых наблюдений, был сделан вывод о том, что у человека, имевшего до этого более или менее положительный социальный опыт, и вынужденного жить в ситуации постоянного отрицательного социального опыта, происходит примитивизация форм деятельности.
Основываясь на том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия и деформируют эти внутренние условия, нами была предложена модель изменения качеств личности бездомного человека. Прежде всего, происходит примитивизация тех форм деятельности, которыми занимался человек до попадания на улицу. Что влечет за собой изменения в структуре его внутреннего мира, инволюции некоторых сфер. В.Д. Шадриков пишет о том, что выживание человека в тяжелых жизненных ситуациях актуализирует природные механизмы поведения и в этот период можно говорить о «расчеловечивании» личности [Шадриков В.Д., 2004].
Наши работы 2010-2019 посвящены изучению динамики изменений личностных характеристик мотивационно-смысловой и социально-ролевой сфер личности, находящейся на улице и их зависимости от примитивизации форм деятельности и общения. Мотивацинно-смысловая сфера имеет несколько направлений деградации у человека с увеличением времени пребывания на улице, а именно: упрощение системы и снижение ее интегрированности, снижение числа значимых связей внутри системы, ориентация системы на потребление и гомеостатический комфорт, определение жизнедеятельности человека циклом удовлетворения потребностей, снижение осмысленности настоящего и будущего, исключение из собственного смыслового поля ведущего явления собственной жизни – «бездомность», отсутствие в ней смысла для человека. В нашей работе на завершающем его этапе был проведен анализ человечности личности в процессе становления бездомным. Мы выдвинули предположение, что личность, оказавшаяся в ситуации бездомности, постепенно теряет нравственность, как бы «расчеловечиваясь».
Ресоциализация людей в ситуации бездомности
Выход из бездомности – это сложнее и больше, чем просто предоставление жилья, поиск работы, восстановление документов. Выход из бездомности – это именно реабилитация бытия, восстановление своего Я. Бытие человека, прожившего на улице несколько лет, было изменено той жизнью, которой он жил. Оно нуждается в долгой и кропотливой работе по восстановлению, приходу в норму.
С жизнью на улице приходит ориентация на гомеостатический комфорт взамен желания развития, со временем начинают размываться границы Я. Человек, живущий на улице, рано или поздно примиряет на себя ту стереотипную социальную роль «БОМЖа», которой наделяет его общество, и начинает действовать, исходя из нее, что и становится одной из причин тех разрушений, которые происходят в Я.
Группы поддержки для людей с опытом бездомности
Бездомность — это разочарованность в контакте, это задавленность ответственностью из предыдущей жизни, конфликтность, эгоизм, психические болезни и не умение общаться. То, чего нахватает людям в ситуации бездомности, — это обучения навыкам качественного общения и возможностей для их практики. В социальном центре или на улице человек часто находится с людьми ему не близкими, с которыми может даже переживать одно горе, но не разделять его. Контакты в среде «трудной ситуации» очень ограничены и просты.
Руководствуясь сложившимися принципами работы в «здесь и сейчас», создании доброжелательной атмосферы и равному подходу, нами была задумано профессиональное сообщество Ведущих групп общения и поддержки. Задача стояла в наиболее простой и понятной форме объединить людей из разных подходов: гештальт, психодрама, психоанализ, логотерапия, гипноз, роджерианский подход, юнгианский анализ и другие, — в одну работающую в едином русле группу помогающих практиков.
Основным инструментом нашей работы стал групповой формат общения, целью которого мы обозначили открытие сильных сторон личности и способности самостоятельно действовать и создание условий для самореализации и включения в общество людей в кризисе.
Ведущие предлагают каждому человеку, участвующему в группах и наших событиях: а) отношения доверия с ведущим/сопровождающим, веру в человека и его силы, б) постановку целей и разработку личного проекта жизни, в) динамические группы — общение в здесь-и-сейчас, развитие навыков открытого диалога, активного слушания и самопредставления, г) тематические группы: работа с агрессией, тренинги развития мышления, работа с зависимостью, киноклуб обучающий общению, арт-методы, игры и другое, д) группа и консультации по вопросам трудоустройства и жизнеустройства, е) содействие мгновенному трудоустройству на физическую работу, и) культурные досуговые мероприятия.
В ходе работы на группах мы используем два основных тактических хода. Первый – это создание «любящих условий», исцеляющую доверительную атмосферу совместности, которая лечит боль, страдания человека, который к нам пришел. Создаем эти любящие условия как люди, не как профессионалы. Мы приносим чай и печенья, стелим скатерть и приглашаем всех доброжелательно пообщаться. Когда мы их создали, то можно предъявить себя как профессионалы. Для нас ценность здесь — радость совместного пребывания, которую мы предлагаем всем участникам проекта. Второй – это «вовлечение» людей в социальные процессы (физическое, эмоциональное и интеллектуальное).
Каждая группа «одноразова», так как участники могут не прийти в следующий раз, их могут выписать или они могут забыть. На всех группах ведущие пытаются пройти стадии групповой динамики: мобилизация энергии – фокусировка – передача ответственности, ориентация – дифференциация-аффиляция. Первые группы могли быть остановлены на уровне мобилизации энергии или фокусировки. Основными темами, с которыми приходится встретиться на группах общения, являются: безопасность, ответственность, установление групповых правил и норм, прояснение мотивации.
Важно чтобы одним из принципов групп была искренность, с которой ведущие ведут себя, делятся, проявляются, реагируют. Разбираются различные уровни взаимодействия (личностный, межличностный, групповой), ведущие стараются создать в группе условия для наглядного проявления участников для самих себя, для взаимодействия, интереса, проявления себя в группе и выражению индивидуальности.