Опыт служения куратором и проведения социальной игры в женском отряде палаточного лагеря «Ты не один» для людей в ситуации бездомности. 14-22 июня 2018.

В 2016 и 2017 я ездила в палаточный лагерь «Ты не один» в качестве консультанта по жизнеустройству и дому мечты, помощника в проведении игры для наставников отрядов. Мне нравилось помогать разбираться в людях и заданиях, структурировать дни и помогать людям строить проекты дома своей мечты.
В этом году я также вела консультации по жизнеустройству и личным проектам каждый день днем, и это был ценный опыт самого общения, а также
укрепление в понимании, что индивидуальна психологическая работа на улице востребована.
Но сегодня мне хочется рассказать об опыте, который я получила став куратором женского отряда «Азиатки».
В этом году у нас был всего один наставник/куратор женщин — Света Шишкина , которая была в лагере 15-17 июня, за что ей большое спасибо. 17 июня я приняла эту мысль, что я буду с женским отрядом, и вечером пришла на свечку в отряд знакомиться…
Я чаще работаю с мужчинами, женских групп у меня за практику было меньше, и сперва я почувствовала растерянность: как общаться с такими разными женщинами? что с ними делать? они точно русский хорошо понимают?) Как только растерянность прошла, сразу пришли воспоминания об индивидуальном подходе и опоре на здоровую часть личности каждого. О том как это было и хочется поделиться.

7072018

1072018

4072018

5072018

6072018

В женском отряде «Азиатки» оказалось всего 4 барышни, каждая драгоценность:

Факира, 55 лет, мусульманка, принявшая христианство, потерявшая квартиру и часто живущая в ЦСА. В лагере 2 раз. Проходила курс реабилитационного центра 1 год. Зависимостей не имеет. После травмы периодически теряется связность речи, рассказывает какие-то невообразимые истории, теряет контакт с реальностью. Очаровательная и очень женственная.

Фазира, 55-60 лет, женщина из Таджикистана , школьный учитель, снимает общежитие в Москве, работает в Ресторане Фаст фуд. Приехала вместе с внучкой Сабиной, 12 лет (была в детском отряде), которая тоже живет в общежитии с бабушкой. Трудолюбива, зависимостей нет. Крайне самостоятельная.

Таня, 26 лет, уроженка Луганска. Приехала в лагерь вместе с молодым человеком Алексеем, с которым в отношениях 8 месяцев. Живет где придется, клянчит мелочь на светофорах, потеряла документы. Бедная речь, подозрение на подвержение насилию. Созависимость и жизнь в детской позиции.

Инна, 55 лет, жительница Комсомольской площади со стажем более 7 лет. Речь грубая, бедная. Отказ от участия во всех общих мероприятиях, мелкое нарушение правил, резкость в общении с людьми, скорее всего поражения мозга от травм либо алкоголя.

Первое, что я услышала, придя в отряд утром 18 июня, была ссора Фазиры и Факиры. Таня ходила рядом и разбрасывала одежду.

Мы разобрали произошедшую ситуацию (и разбирали еще много ситуаций) через я-сообщения, что возимело действие: девушки высказали просьбы друг другу и урегулировали совместный быт, уборку и костер. Примерно 20 минут ушло у нас на договор о совместном быте и 40 на знакомство, после чего мы вчетвером отправились на завтрак и общее собрание. Инны с нами не было. Ее вообще не было в отряде ни в один из дней, она приходила спать и ночью доедать пищу.

18 июня в лагере были дни когда все отряды налаживали производство своей продукции, каких-то поделок, сувениров или предметов быта, которые можно представить и продать на Рынке (каждый день с 16 до 18). Все дружно решили что «Азиатки» будут готовить для Рынка вкусности — печенья, пирожки, варенье. Девочки все делали сами, и у нас каждый ден была свежая выпечка.

С ИННОЙ мы встретились первый раз после утреннего собрания около кухни, она лавировала среди работающих на Заводе по переработке вторсырья мужчин. Завод по сортировки отходов (бутылки, консервы, лом, трофеи ВОВ и тп) организовал один из служителей лагеря Николай. Коля собрал вокруг себя всех «шатающихся» участников лагеря и предложил им поработать у него на заводике за вознаграждение. Инне, как и еще нескольким участникам, там сразу очень понравилось. С Инной мы договорились, что она находится на своем заводском посту каждый день с 7 утра до 7 вечера и не нарушает правил лагеря. Еще пару дней она ругалась и докучала кому-то, но через три дня она уже с бешанным энтузиазмом сгребала мусор вокруг территории этого заводика и была на посту все 12 часов. Она даже согласна была пойти на реабилитацию, если бы заводик продолжил существовать, но это, к сожалению, была временная инсталляция.

ТАНЯ подходила ко мне за личной консультацией еще до того, как стала ее наставницей. Запрос ее звучал так: что я хочу? какие шаги мне делать дальше? Мы договорились за время лагеря разработать ее личный проект дальнейшей жизни. На консультации Таня рассказывала, какие тяжелые времена она переживала до встречи с Алексеем: много плохого алкоголя, трофические язвы, жизнь в заброшках, сбор подаяний. Сейчас Тане хотелось увидеть новую перспективу. Мы тихо говорили с ней об отношениях мужчины и женщины, о сложностях, с которыми сталкивалась она и я, делились переживаниями и опытом.

Чтобы сделать проект своей жизни (который делал каждый участник лагеря), нужно поставить цель. Чтобы ее поставить, нужно сначала о чем-то мечтать, нафантазировать что-то что искренне хочешь и «опустить» это в реальность. Первыми заряженными словами Тани были: «Хочу сделать дранки! На рынок и своего угостить». И она сделала их, не без помощи Фазиры, но это был ее личный продукт, который разошелся на рынке за всякие вкусняшки. Старшие женщины обращали внимание, как Таня ведет себя со своим женихом, грубит, хамит и даже унижает. Это стало предметом нашего Библейского часа — тема «как быть хорошей женой и подругой?». Мы читали части Писания, делились пониманиями, после чего Таня сказала: поняла, моя цель — стать добродетельной женой, любить и уважать мужа! Быть мудрой матерью! Мы вчетвером помогли составить Тане проект того, как ей возрастать в женской мудрости, где взять примеры, куда ходить. Таня так увлеклась проектом, что попросила сделать его отдельную презентацию перед всеми. Это было трогательно до слез и прекрасно.

19 июня был День Талантов, и все отряды со сцены рассказывали о своих умениях, пели песни и читали стихи. От нас на сцену пошла только ФАКИРА и прочитала несколько своих стихотворений.

Факиру многие сторонились и пугались из-за ее несвязной речи, обрывков рассказов про неизвестных нам людей. Я решила ей об этом говорить. «Факира, ты знаешь тебя очень сложно выносить. Ты порой адекватна, а порой твои рассказы всех распугивают». Первый раз она будто не услышала. На следующий день, как только она начинает вставлять свои «обрывки», я опять возвращаюсь к этой теме: «я в растерянности, иногда совершенно теряется нить разговора с тобой. Что это за рассказы? Я не могу и не хочу их слушать». Она ответила, что это все про брата. Я каждый день возвращала ее в реальность и высказывала свое недоумение или беспокойство насчет ее «зарисовок вслух». На третий день она вдруг меня услышала и ответила: «я переживаю травму с братом и семьей, не прощаю, не могу отпустить. Я понимаю что мне надо отпустить, но пока не могу. Эти обрывки вспыхивают в памяти, я их сразу выдаю и я не могу удержаться. Чтобы не забыть. Раньше я ничего не помнила». Мы с ней договорились, что я (и девочки) будем останавливать ее, если не будем совсем ее понимать, или это будет невыносимо. На общих собраниях и дискуссиях Факира теперь сидела с блокнотом и ручкой, говорила по делу, написала проект как устроиться на работу, детально проработала риски и адекватно рассказала.

20 июня был Фестиваль еды. Все отряды брали продукты на кухне и готовили на ужин то, что хотели, а потом ко всем приходили гости пробовать и оценивать получившиеся блюда. Наша ФАЗИРА приготовила вкусную курицу и салатик, но наше блюдо проиграло в конкуренции с Китайской и Афганской кухней, приз мы не взяли. Я впервые видела, как серьезно может расстроиться взрослая женщина, если ее работу не оценят так как она считает нужным. После нашего проигрыша, Фазира болела, отказалась еще что-либо готовить и сократила работу на общей кухне. В Фазире открылось своенравние, вспыльчивость и нетерпимость к другому, и в предпоследний день мы с ней работали над проектом ее личного улучшения: «как принимать ошибку другого? Как стать добрее к людям? Как их принимать?» — то, что она увидела это в себе через общение в лагере — уже большой результат для нее. Бизнес-план Фазиры, то есть ее проект на будущие дела, касался отдыха (Цель: хочу качественно отдохнуть), который вроде и есть, но его нет: запланирована поездка на Родину через месяц, билеты куплены, но это не отдых, это постоянные встречи с родными, помощь по хозяйству и с детьми, суета. Но это ее единственное время в году, когда она не работает. Мы искали с ней, где же то сокровенное место отдыха, и оказалось, что оно — в дороге. Фазира поняла, что отдыхает только в пути на поезде, 2-3 дня пока едет из Москвы в Душанбе и обратно, именно поэтому она никогда не берет самолеты. Чтобы подольше отдохнуть.

Каждый день с 11 до 12 был Библейский час, куда мы приглашали девушек из группы Прославления и вместе с ними говорили о Боге и Писании. Эти встречи нас всех сблизили и взаимно обогатили. За что отдельное спасибо служителям Прославления.

Этот лагерь был для нашей команды вызовом, с которым я считаю мы справились: люди отдохнули, нормально поели, обогатились новыми пониманиями про Бога, мир и себя, темами для общения, контактами и возможностями. О результатах, возможно, мы не узнаем никогда.

Палаточный лагерь «Ты не один» 2018 ФОТО: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2073639589559648.1073741851.1660985560825055&type=1&l=afc699cdb1