Опровержение мифов: предоставление жилья и сопутствующих услуг для бездомных и управление проектами по расселению

Руководство для специалистов по жилищным вопросам

 

FEANTSA, Европейская федерация национальных организаций, работающих с бездомными, является инициативой, объединяющей благотворительные организации, которые участвуют в борьбе с проблемой бездомности в Европе или содействуют ее решению. Она является единственной крупной европейской сетью, которая занимается проблемой бездомности на общеевропейском уровне.

 

Скачать : rukovodstvo-dlya-zaselyayushhih-domoj

Кратко о Руководстве

 

Данное Руководство разработано Рабочей группой FEANTSA по жилищным вопросам, члены которой надеются изложить в нем практические советы и указания, в частности на примерах применения передового опыта и конкретных инициатив, относительно способов планирования и предоставления бездомным жилищных услуг, а также управления такими услугами.

Руководство адресовано, прежде всего, специалистам по жилищным вопросам, которые предоставляют или хотят предоставлять жилье бывшим бездомным. Кроме того, оно ориентировано на поставщиков социальных услуг, работающих в партнерстве с поставщиками жилья в целях оказания бездомным помощи при переезде и в поддержании их собственного жилья. Содержащаяся в Руководстве информация может быть полезна также специалистам по жилищным вопросам, которые работают с уязвимыми группами населения по более широкому кругу вопросов, в частности с теми, кому необходима постоянная поддержка. Данное Руководство, будучи разработанным на основе практической работы и опыта Рабочей группы FEANTSA по жилищным вопросам, адресовано прежде всего поставщикам социального жилья и поставщикам социальных услуг, которые работают с Рабочей группой в партнерстве. Тем не менее представленная в нем информация представляет ценность и для поставщиков жилья частного сектора, а также вспомогательных организаций, которые оказывают помощь семьям бездомных или бывших бездомных в этой сфере.

Руководство в первую очередь призвано продемонстрировать, что бездомные люди действительно могут быть обеспечены долговременным жильем. Сегодня весьма распространено мнение о том, что лица, которые столкнулись с проблемой бездомности, плохо подготовлены к жизни в собственном доме. Руководство опровергает эту точку зрения, демонстрируя, какие методы наиболее эффективны при предоставлении жилищных услуг бездомным лицам.

В Европейском союзе насчитываются тысячи людей, которые либо профессионально, либо на добровольной основе занимаются предоставлением бездомным жилья и вспомогательных услуг. Для обеспечения бездомных необходимым жильем такие специалисты применяют междисциплинарные навыки и знания. К ним, например, относятся социальные навыки, навыки в области управления и разработки проектов. Данное Руководство обобщает эти навыки и демонстрирует, каким образом они могут помочь решить жилищные вопросы бездомных на долговременной основе.

Несмотря на то, что в государствах-членах ЕС приняты различные стандарты качества в области планирования, оценки жилищных услуг и управления ими, в Руководстве предпринимается попытка предоставить общую базу с целью помочь организациям в обеспечении жилья бездомным семьям и оказании необходимых услуг по их поддержке в жилой среде. В последнем разделе Руководства приводится перечень ключевых вопросов, которые должны быть решены при планировании и оказании жилищных услуг для бездомных.

В связи с наличием различий в терминологии, применяемой в разных странах ЕС в жилищном секторе и в сфере борьбы с бездомностью, в конце Руководства приводится глоссарий основных терминов с определениями и описанием их использования.

Скачать : rukovodstvo-dlya-zaselyayushhih-domoj

1.       Введение

1.1    Зачем читать данное Руководство?

В настоящее время весьма распространено мнение о том, что лицам, которые столкнулись с проблемой бездомности, «трудно предоставлять жилье». Кроме того, обеспечение жильем обычно рассматривается в качестве финальной стадии процесса реинтеграции бездомных в общество. Это означает, что бездомных лиц зачастую считают «неготовыми» для переезда в собственное жилье. Вполне понятно, что такое отношение может создавать неуверенность и опасения у специалистов по жилищным вопросам. Тем не менее в действительности тысячи бывших бездомных семей были с успехом обеспечены собственным жильем в секторе социального жилья. Как показала практика, доступ к постоянному жилью ведет к повышению гарантий владения жильем для бывших бездомных, а также создает прочную основу для последующего удовлетворения их потребностей в области здравоохранения и социального обеспечения. Таким образом, Руководство преследует цель развенчать мифы, касающиеся обеспечения бездомных жильем, рассматривая ключевые вопросы, возникающие на различных этапах разработки и управления процессами решения жилищных вопросов для бездомных, а также определяя соответствующие роли и сферы ответственности различных заинтересованных сторон.

Не каждый собственник социального жилья в Европейском союзе — будь то жилищная ассоциация, местный муниципалитет или жилищный кооператив — стремится предоставлять жилье бездомным или имеет конкретное обязательство это делать. Вместе с тем во многих странах Европейского союза государственные органы по жилищным вопросам и (или) муниципалитеты несут юридическое обязательство отдавать должный приоритет предоставлению жилья бездомным семьям. Зачастую это юридическое обязательство может передаваться поставщикам социального жилья, при этом может также потребоваться выделение специальных средств на предоставление жилья бездомным.

Данное Руководство демонстрирует наличие целого набора практических шагов, которые следует учитывать специалистам по жилищным вопросам, работающим в таком контексте, при обеспечении бездомных жильем. Специалисты из различных сфер, таких как предоставление жилищных и социальных услуг, могут взять Руководство за основу при совместном изучении практических аспектов предоставления жилья бездомным семьям. Хотя некоторые практики и схемы, о которых идет речь в Руководстве, могут потребовать политических изменений и/или изменений в рабочей практике на национальном, региональном и местном уровнях, Руководство показывает, каких результатов при этом можно добиться.

Руководство знакомит специалистов с целым рядом передовых практик и моделей, иллюстрирующих, каким образом можно обеспечить бездомных жильем. Несмотря на отсутствие какой-либо общей и единой модели, представленная в Руководстве информация должна послужить для организаций общей базой, которую они смогут использовать при разработке мер в области разработки и координации жилищных услуг для бездомных. Например, многочисленные эффективные практики предоставления бездомным собственного жилья предполагают ведение собственниками социального жилья работы в партнерстве с поставщиками социальных услуг. В Руководстве, таким образом, проводится анализ элементов, необходимых для создания успешных партнерств, и предлагается ознакомиться с различными типами организационной структуры, которые могут применяться в различных сценариях — от предоставления всех необходимых услуг одной организацией до работы в партнерстве.

1.2    Определение понятия «бездомность»

Разнообразие определений и интерпретаций понятия «бездомность» представляет сложность для поставщиков жилищных и социальных услуг. Любое согласованное определение напрямую влияет на то, каким образом местные власти (муниципалитеты, государственные департаменты) подсчитывают число лиц, которых они рассматривают в качестве «бездомных». Это, в свою очередь, сказывается на объеме ресурсов, выделяемых для этой области.

FEANTSA и Европейский наблюдательный орган по проблеме бездомности разработали европейское определение бездомности и отказа в жилье (Европейская типология бездомности и отказа в жилье, ETHOS)[1] с целью улучшить понимание и оценку проблемы бездомности в Европе, а также предложить общую терминологию для межнационального диалога по этой проблеме. В настоящее время определение ETHOS является общепризнанным европейским базовым определением бездомности. В основе этого определения лежит понятие «собственное жилье», которое включает физические, социальные и правовые аспекты владения собственным жильем, что, таким образом, создает широкую типологию понятий «бездомность» и «жилищная маргинализация». В соответствии с этим определением бездомные разделены на разные категории в зависимости от их жизненной ситуации: лица, не имеющие крыши над головой; лица, не имеющие дома; лица, проживающие в небезопасном жилье; а также лица, проживающие в недостаточном жилье. Данная классификация была разработана на основе подхода, в соответствии с которым проблема бездомности рассматривается как процесс, с которым семьи могут столкнуться в различные периоды жизни. Содержащиеся в Руководстве предложения могут применяться в различных сферах в рамках классификации ETHOS.

1.3    Подходы, основанные на принципе приоритетности жилья[2]

В Руководстве будет рассмотрен целый ряд моделей, иллюстрирующих, каким образом бездомные могут быть обеспечены жильем. Несмотря на то, что применяемые на практике технологии разнятся в зависимости от национального контекста, эти модели могут в широком смысле быть отнесены к категории решений, основанных на принципе приоритетности жилья. Это означает, что в подобных моделях предоставление стабильного жилья с обязательным оказанием последующей поддержки и предоставлением гарантий на владение рассматривается в качестве первоочередного метода борьбы с бездомностью. При таком подходе обеспечение жильем рассматривается в качестве основополагающего права и предварительного условия решения других проблем, таких как вопросы социального характера, здравоохранения и занятости.

Подход, основанный на принципе приоритетности жилья, представляет собой значительное отклонение от подхода, основанного на принципе «лестницы» или «непрерывной помощи», который до недавнего времени во многом преобладал при решении проблемы бездомности. В соответствии с принципом «лестницы» или «непрерывной помощи», обеспечение стабильным жильем является конечной целью процесса реинтеграции, при этом бездомные лица, в особенности те, кто нуждается во всесторонней поддержке, должны пройти через различные стадии в рамках жилищных служб прежде, чем они будут «готовы» для переезда в собственное жилье. С 1990-х годов принцип «лестницы» подвергается все большей критике за то, что он приводит к исключению бездомных из общей системы обеспечения жильем и усугубляет проблему бездомности, не позволяя таким лицам выйти за рамки системы бездомности. Возрастание значения методов борьбы с бездомностью, основанных на принципе приоритетности жилья, ведет к повышению роли специалистов в жилищной сфере, в связи с чем данное Руководство исследует, каким образом эта роль может эффективно выполняться.

Критика подхода, основанного на принципе «лестницы» или «непрерывной помощи», во многом опирается на свидетельства эффективности проектов Housing First, призванных решить проблему бездомности. Впервые созданные в Соединенных Штатах Америки, в частности в рамках проекта «Путь к собственному жилью»[3] в Нью-Йорке, программы Housing First ориентированы на лиц, столкнувшихся с длительной бездомностью, в особенности на тех, кто нуждается в комплексной поддержке в связи с наличием таких проблем, как психические расстройства и пагубные пристрастия. Таких людей прямо из приютов или с улицы расселяют в квартиры и заключают с ними обычный договор об аренде. При этом им не предъявляется никаких условий, связанных с прохождением лечения или ведением трезвого образа жизни. Обеспечение жильем сопровождается гибким и всеобъемлющим пакетом мер, которые при согласии адресата могут помочь ему справиться с пристрастиями, решить проблемы, связанные с психическим здоровьем, социальные вопросы и вопросы, связанные с занятостью. Программа Housing First привела к большему росту жилищной стабильности по сравнению с системами приютов, что способствовало повышению роли методов борьбы с бездомностью на основе принципа приоритетности жилья. В дальнейшем эту программу заимствовал целый ряд европейских стран, в том числе Франция, Финляндия и Португалия.

Отдельные стратегии борьбы с бездомностью, предусматривающие изменение жилищной политики, в некоторых странах содействовали внедрению политики, основанной на принципе приоритетности жилья. В Финляндии, например, государственная программа, направленная на сокращение длительной бездомности вдвое к 2014 году,[4] включает следующие элементы:

  • более эффективное использование земельных ресурсов для строительства в развивающихся районах жилья для аренды по приемлемым ценам;
  • выделение установленного количества жилых пространств, субсидируемых жилых единиц или помещений в рамках системы социального обеспечения для борьбы с хронической бездомностью;
  • отказ от использования приютов в качестве долгосрочных решений;
  • предоставление министерством по социальным делам вспомогательных услуг лицам, переехавшим в новое жилье.

Данная программа четко следует подходу программы Housing First и нацелена на искоренение хронической бездомности к 2015 году.

Ключевым элементом жилищной политики во Франции, который определяет методы предоставления жилья бездомным лицам, является закрепленный в 2007 году Закон о праве на жилье, позволяющий гражданам обращаться в суд, если они лишены доступа к жилью. С января 2008 года в каждом региональном органе власти функционирует так называемая Посредническая комиссия, которая призвана рассматривать законность неудовлетворения исков о предоставлении жилья. После признания иска законным власти должны предложить истцу вариант жилья в установленные сроки. Шотландские инновационные законы о жилье от 2001 и 2003 годов открывают доступ к жилью для бездомных. К 2012 году все семьи, непреднамеренно ставшие бездомными, будут иметь законное право на постоянный кров. Местные власти по закону несут обязательство по обеспечению бездомных жильем.

Скачать целиком : rukovodstvo-dlya-zaselyayushhih-domoj

 

[1] См. Приложение 1

[2] Термин «принцип приоритетности жилья» был разработан комиссией Европейской конференции по достижению консенсуса в решении проблемы бездомности, с тем чтобы перегруппировать подходы, в соответствии с которыми предоставление постоянного жилья рассматривается в качестве первоочередной меры при борьбе с бездомностью.

[3] Для более подробной информации см. http://pathwaystohousing.org/

[4] Для получения более подробной информации о программе см. http://feantsa.org/files/freshstart/National_Strategies/Reducing_LongTermHomelessness_2008_Finland.pdf

, , , , , , , , , ,