Президент Ж. Болсонару подал в суд на Ланселлотти, священника, помогающего бездомным.
Из-за коронавируса все больше людей отправляются жить на улицу, количество бездомных увеличивается. В Сан-Паулу оно приблизилось к отметке в 24 тысячи. Священник Жулио Ланселлотти совместно с приходом ежедневно обеспечивают едой порядка 400 человек, не имеющих жилья.
Жулио Ланселлотти находится на должности священника уже 35 лет. Он достаточно известен и имеет огромное число подписчиков в соц. сетях. Одними бездомными он не ограничивается, отец Ланселлотти активно помогает и сообществам ЛГБТКИ+, малолетним преступникам, ВИЧ-инфицированным.
Однако такая деятельность нравится далеко не всем. Жулио Ланселлотти несколько раз угрожали убийством, и даже пытались отобрать у него деньги. А в сентябре 2020 конгрессмен, пытающийся занять пост мэра, даже обвинил священника в потворничестве наркоторговле, дав ему прозвище «сутенер нищеты». Некоторые люди поверили этому и начали словесно нападать на священника прямо на улице.
Жаир Болсонару, занимающий пост президента, в 2017 г. был депутатом Рио-де-Жанейро. У них с Ланселлоти разгорелся конфликт в ходе которого священник обвинил будущего президента в гомофобии, расизме, сексизме. После этого Болсонару подал на священника иск в суд. Интересно, что Ланселлотти в итоге выиграл.
Отец Жулио пообщался с корреспондентом Global Voices в телефонном разговоре, обсудив проблемы беднейших во время коронавируса.
Т. Фернандес (далее сокращенно ТФ): Что побудило Вас работать с людьми, находящихся на задворках общества?
Ж. Ланселлотти (сокращенно ЖЛ): Назвать какую-либо определенную причину я не могу. С бездомными общался всегда, мы верим в идеи Второго Ватиканского собора, в обращение к бедным. Именно поэтому мы прекрасно уживаемся с бездомными. Такой путь я выбрал изначально. Епископский викариат бездомных сформировался еще 30 лет назад. Именно с того времени и начали создаваться различные группы.
ТФ: Быть бездомным в нашей стране опасно. Таких людей постоянно унижают, избивают, даже могут убить. Считаете ли вы, что это обусловлено тем, что Бразилия стала политически поляризованной?
ЖЛ: Одна из причин, безусловно, в этом. Другая состоит в том, что количество бездомных растет. Иногда мне кажется; люди просто боятся оказаться на месте бездомных. Именно поэтому в них зарождается ненависть. Это своего рода попытка отрицания — прогнать, не видеть, забыть. Бездомные живут открыто — их все видят, что они делают и как. Однако многим людям такое положение дел крайне неприятно, так как вызывает дискомфорт. Основная причина существующего положения дел заключается в спекуляции жильем. Сейчас дома строятся, чтобы бедные не могли в них попасть, а богатым позволительно все.
ТФ: Считаете ли вы, что государство должно направить силы на проблемы бездомных людей?
ЖЛ: Однозначно ответить на этот вопрос не получится. Сейчас жилье считается проблемой для многих людей, как и психическое состояние, работа, здоровье и т.п. Все, что порождает какую-либо независимость, является очень важным. Государственные приюты работают таким образом, что люди могут прийти в них, поесть, уйти, но все равно все ключевые решения будет принимать именно приют. Это настоящая рутина, конечно, она есть и в обычной жизни любого человека, но ничто не должно быть определено за вас. Люди должны действовать согласно своим потребностям. Чувства и эмоции людей и вовсе никем не воспринимаются. Более того, большинство бездомных молоды. Как им отправиться на свидание, найти свою любовь? Когда такую фразу услышали мои монахи, они сильно удивились. Конечно, монахи должны быть целомудренными, но обычных людей это не касается. Они должны исполнить то предназначение, которое не можем исполнить мы. Все равно, если бы все улицы превратились в великий монастырь, а бездомные должны были иметь лучшие качества. Например, они должны были бы быть сдержанными и т.п.
ТФ: По уровню неравенства Бразилия находится на 7-м месте в мире. Какую роль готова выполнять церковь, чтобы изменить текущее положение дел?
ЖЛ: Я думаю, что церковь должна защищать права любых людей, вне зависимости от их благосостояния. Ее миссия — верно проповедовать евангелие. Тем самым она несет благую весть для всех страдающих, включая тех, кто испытывает насилие, жестокость и т.п. Именно об этом говорится в Евангелии. Позволю напомнить, что в гл. 14 от Матфея перед Иисусом появляется толпа. И он сотворяет чудо разделения. Мы привыкли называть его «Насыщением 5 тысяч людей». Но такое название не является вполне верным. Более точное его определение «Разделение хлеба вместе». Современное общество привыкло копить, а не делиться, и в этом заключается огромная его проблема. Нищета только возрастает, а это все больше разделяет людей и провоцирует крайне тяжелое социально-экономическое положение. Если бы общество пересмотрело свои взгляды, ситуация бы значительно улучшилась.
ТФ: По вашему утверждению перемены, которые должны произойти в обществе — это скорее вопрос гуманизации. Чем в вашем понимании является гуманизация?
ЖЛ: По моему мнению солидарность — понятие человеческое, а не религиозное. В общем смысле гуманизация — это обеспечение каждому человеку доступа к жилью, еде, независимости, питьевой воде, то есть, самым необходимым потребностям. Если человек несвободен, о какой жизни можно говорить. Только представьте, что вы, как женщина, должны все время ходить в чужом поношенном белье, которое вам отдали. Разве это правильно? Люди должны быть обеспечены хотя бы вещами первой необходимости. Сама жизнь зависит от того, какой выбор был сделан. Череда маленьких выборов ведет к выбору большому. Часто люди забывают о том, что у бездомных тоже есть чувства и желания, эмоции, все то, что есть у любого обычного человека.
ТФ: Вы понимаете, что перед вами стоит огромное количество препятствий, но все равно не бросаете начатое дело. Почему вы так действуете? Что мотивирует вас?
ЖЛ: Ответ прост. Я сражаюсь за веру, а не ради того, чтобы победить.
В статье использованы материалы международного сообщества блогеров, журналистов, переводчиков, учёных и правозащитников Global Voices